Состав семьи полная неполная

Содержание

Состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребен­ком, многодетная, разведены и т д.)

Состав семьи полная неполная

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Алгоритм изучения семьи

Важноизучить:

  1. состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребен­ком, многодетная, разведены и т.д.);

  2. жилищно-бытовые условия;

  3. материальную обеспеченность;

  4. воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);

  5. характер взаимоотношений в семье:

    • между взрослыми членами семьи (гармоничные, ком­промиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
    • между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равнопра­вие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконт­рольность);
    • позицию ребенка в семье (педагогически оправдан­ная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не инте­ресуется; запуган авторитарным отношением, неуве­рен в себе, избегает общения с родителями; на поло­жении «Золушки»);
    • отношение ребенка к родителям.

Выделяютчетыре установки ребенка по отношениюк родите­лям и самому себе:

      • «Я нужен и любим и люблю вас тоже»;
      • «Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;
      • «Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизить­ся к вам»;
      • «Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции являютсяоптимальными для развития ре­бенка.Они обеспечиваются демократическимотношением к нему, т. е. признанием такогоже права на существование его вкусов,мыс­лей, чувств, как у взрослого. Ксожалению, чаще встречается ме­нееблагоприятная установка, что создаетпроблемы в развитии личности.

Можно выделитьследующие типы отношений ребенка кроди­телям: дорожит семейнымиотношениями; родители авторитетны;относится безразлично; относитсяпренебрежительно; остро переживаетсемейную драму; тяготеет к одному изчленов семьи.

Рекомендуется выделить тепроблемы в семье, которые оказы­ваютнегативное воздействие на ребенка,могут приводить его в состояние скрытыхи явных конфликтов (отклонения в поведениичленов семьи: алкоголизм, наркомания ит.д., низкий достаток, слабый воспитательныйпотенциал, конфликтные взаимоотноше­нияи т.д.).

Знание «проблемного поля» всемье позволит педагогу в даль­нейшемлучше понять причины тех или иныхпоступков ребенка, объективно оценитьего состояние, вовремя оказатькоррекционную помощь и поддержку.

Семья как фактор воспитания

Механизм влияния семьи наформирование личности представлен втаблице 3.

НаIуровне анализа семьи как факторавоспитания следует выделить социальноеположение родителей, демографическийсо­став семьи и характер семейныхотношений. Анализ теоретическихисточников и педагогической практикипоказывает, что существен­нымипараметрами этих трех факторов являются:

  1. Социальное положение родителей:

  • профессиональное по­ложение — рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные вариан­ты профессионального положения отца и матери;
  • социально-политическое положение — активная социальная позиция, нейт­ральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей.
  1. Демографический состав семьи:

  • состав взрослых членов се­мьи — мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрос­лые; отчим в семье; неродная мать; опекуны;
  • состав детей — один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, при­емные дети, родные и неродные дети.
  1. Характер семейных отношений:

  • взаимоотношения родите­лей — демократические отношения на основе любви и взаимоува­жения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязнен­ные взаимоотношения между родителями;
  • родители и дети — демократические отношения, авторитарные, либеральные, широ­кие (или ограниченные) взаимоотношения;
  • дети между собой — неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения;
  • внесемейные связи — круг общения семьи, предметы и культу­ра общения; связь с социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными воспитательными учреждениями; кор­ректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения.

Следствиемдействия перечисленной группы факторовявляют­ся выделенные нами факторы IIуровня: материальный, образова­тельныйи культурный уровень семьи. Основнымипараметрами этих факторов являются:

  1. Материальный уровень семьи:

    • материальное обеспечение семьи — уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие не­обходимого, недостаток его, излишки);
    • материальные потреб­ности семьи — в пределах нормы, завышенные, заниженные;
    • характер удовлетворения материальных потребностей и распре­деления материальных благ — преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образо­вательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное рас­ходование средств;
    • отношение детей к материальным цен­ностям — адекватное, потребительское, безразличное.
  2. Образовательный уровень:

    • родители равного образова­тельного уровня — высшее образование, среднее, среднее спе­циальное, низкий образовательный уровень;
    • родители с раз­личным образовательным уровнем — незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в об­разовательных уровнях отца и матери.
  3. Культурный уровень семьи:

    • степень освоения культуры членами семьи — высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности;
    • руководство культур­ным развитием детей — активное участие родителей, попуститель­ство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.

IIIуровнем анализа семьи как факторавоспитания следует счи­тать интегральныйуровень, на котором семья непосредственновлияет на ход воспитательного процесса:

  • семья как воспита­тельная среда — наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности де­тей; семья как руководитель развития личности ребенка (умствен­ного, нравственного, эстетического, трудового);
  • участие семьи в формировании мировоззрения детей — влияние самой семьи, использование в несемейных факторов воздействия (школы, вне­школьных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей);
  • семья как организатор разнообразных видов деятельности де­тей — учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятель­ности общения, игровой, художественно-творческой, физкультур­ной);
  • семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности;
  • педагогическая культура семьи — осознан­ное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагоги­ческого стиля в семье; непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитатель­ное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспита­ния, определить содержание воспитательных воздействий, ошиб­ки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознатель­ное);
  • педагогический стиль руководства детьми в семье — авто­ритарный, демократический, либеральный, смешение стилей ру­ководства;
  • отношение детей к педагогическим воздействиям семьи — позитивное восприятие, нейтральное, негативное, кри­тическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.

МаленковаЛ. И. Педагоги,родите­ли и дети. – М., 1994. – С. 45-46.

Анкета

Предлагаемая анкета поможетопределить взаимоотношения в семье,выявить семейные конфликты и наметитьпути их устра­нения.

1. Вы считаете взаимоотношенияв вашей семье:

  1. очень хорошими;

  2. хорошими;

  3. не очень хорошими;

  4. плохими;

  5. не очень плохими.

2. Считаете ли вы своюсемью дружным семейным коллективом?

3. Какие семейные традицииспособствуют укреплению вашейсемьи?_________________________________________________

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собираетсявместе?

  1. ежедневно;

  2. по выходным дням;

  3. редко.

5. Что делает ваша семья, собравшисьвместе?

  1. решаете сообща жизненные проблемы;

  2. занимаетесь семейно-бытовым трудом;

  3. работаете на приусадебном участке;

  4. вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

  5. обсуждаете вопросы учебы детей;

  6. делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

  7. каждый занимается своим делом;

  8. допишите…

6. Бывают ли в вашей семье ссоры,конфликты?

  1. Да;

  2. часто;

  3. иногда;

  4. редко;

  5. не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  1. непониманием членами семьи друг друга;

  2. нарушением этики взаимоотношений (грубость, невер­ность, неуважение и др.);

  3. отказом участвовать в семейных делах, заботах;

  4. разногласиями в вопросах воспитания детей;

  5. злоупотреблением алкоголем;

  6. другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешениянравственных конфликтов в ва­шейсемье?

примирение;

  1. обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

  2. рекращение конфликтов на некоторое время;

  3. обращение за помощью к другим людям (родителям, со­седям, друзьям, учителям);

  4. конфликты практически не разрешаются, имеют затяж­ной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями илиучастниками семейных кон­фликтовмежду взрослыми?

10. Как реагируют дети на семейныеконфликты?

  1. переживают, плачут;

  2. становятся на сторону одного из родителей;

  3. пытаются помирить;

  4. уходят из дома;

  5. замыкаются в себе;

  6. относятся безразлично;

  7. становятся озлобленными, неуправляемыми;

  8. пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что вы намерены делать дляукрепления семейно-бытовых отношенийи улучшения микроклимата в вашей семье?

  1. Документ

    … аптечного сорбита, разведя их в … семья тоже. Но не всегда в семье может быть полное согласие. Например, однаСтруктура клетки сложная. Ее основу состав … над умирающим ребен­ком и другие). … почему многодетнаясемья берет … ведет к неполному сгоранию шлаков …

  2. Документ

    одним видом неполнойсемьи является «материнская се- мья», в состав … решение за ребенком. Хаотический … . Итак, полнаяструктура «Я-вы- сказывания … или оба супруги разведены, и браком … 1999. Ачильдиева Ф.Н. Городская многодетнаясемья // Социс. 1990. № …

  3. Документ

    … Сравните структурунеполной психологической … семей опекунов, многодетных, … слегка разведены в … С одной стороны, … с ребен­ком, расширения … полная асоциальность психологической позиции. 6. Путь к полной … службы (структура, кадровый состав, обеспечение …

  4. Документ

    неполноесемей (семья из трех человек: мама, папа, ребенок, многодетнаясемья, семья … о структуре трудового … семье. Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьиребен­ком … выполняют одну … вместе, разведены в стороны … полную

  5. Документ

    одной-единственной социальной группы, как того требует структура … — Прим. сост. франц. издания. … разделяет неполно­ценность … разведены, что думают дети по поводу проживания у одногоКому-то в полной мере … пог­ребенными. … чтобы многодетнымсемьям для …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/42973.html

Какая семья считается неполной

Состав семьи полная неполная

В данной статье подробно рассказывается какая семья считается неполнойи все что об этом надо знать. Сфера социальной защиты предусматривает льготы и пособия для поддержки неполных семей, в связи, с чем у граждан часто возникает вопрос: А какая семья считается неполной, и какие льготы полагаются таким семьям?

Правовые аспекты понятия «неполная семья»

По общепризнанному понятию, семья – это объединение людей, проживающих совместно и обладающих определенной степенью родства, связанных духовно, на принципах общего быта, близости и взаимопонимания.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Официальной составляющей семьи, в юридической практике считаются супруги, состоящие в зарегистрированном браке и их дети, в случае их наличия.

Однако нередко происходит так, что те или иные жизненные обстоятельства, такие как развод, смерть, раздельное проживание и т.д. приводят к тому, что семья распадается.

Если в рамках распавшегося брачного союза были рождены дети, то совместное проживание одного из родителей, за которым сохранилось право их воспитания и самого ребенка, признается неполной семьей.

Согласно ГОСТ РФ 52495-2005: «Социальное обслуживание населения», неполной семьей признается семья, а которой детей или ребенка воспитывает один из родителей.

Такое стечение обстоятельств может быть вызвано различными факторами, такими как:

  1. Родитель, самостоятельно воспитывающий ребенка, имеет статус одинокой матери либо одинокого отца. К этой категории относятся биологические родители и законные представители ребенка, в случае, если в графе свидетельства о рождении отсутствует информация, о родителе. Так же статус одинокого родителя может быть установлен в случае, если факт родства не установлен или оспорен. Менее распространенным снованием возникновения рассматриваемого статуса является усыновление ребенка лицом, не состоящем в браке.
  2. Второй родитель признан судом безвестно отсутствующим либо умершим, о чем имеется соответствующее решение. Согласно ст. 42 ГК РФ, безвестно отсутствующим можно признать супруга, информация о местонахождении которого отсутствует больше одного года. Умершим, согласно ст.45 ГК РФ признается лицо, сведений, о местонахождении которого нет свыше пяти лет. Данный срок может быть снижен до полугода, если имеются доказательства, что человек пропал при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, таких как война либо стихийное бедствие.
  3. Второй родитель скончался и это подтверждается свидетельством о смерти.
  4. Второй родитель лишен родительских прав либо ограничен в них.
  5. Вторым родителем не исполняется обязанность по уплате алиментов и это подтверждается справкой от судебного пристава (исполнителя).
  6. Второй родитель отбывает срок в местах лишения свободы.

Социальная защита неполных семей.

По данным статистики, более 30% семей Российской Федерации являются неполными. Несмотря на то, что в некоторых странах мира этот показатель значительно выше, российские власти считают сложившуюся ситуацию социальной проблемой. На ее решение направлено множество программ, призванных обеспечить повышение сохранности брачных отношений.

Для решения проблем с уже существующими неполными семьями, разработаны отдельные виды привилегий. Для их получения в первую очередь необходимо встать на учет в компетентных органах.

Подтвердить статус неполной семьи можно, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства. Данная процедура не требует предоставления множества бумаг. Достаточно предоставить один из следующих документов:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о смерти супруга, являющегося родителем;
  • решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим либо умершим;
  • решение суда о лишении или ограничении второго родителя родительских прав;
  • справка от службы судебных приставов о неисполнении вторым родителем обязательств по алиментам;
  • справка из органов уголовно-исполнительной системы о сроках и причинах нахождения второго родителя в исправительном учреждении.

Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи.

Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.

К федеральным льготам относятся: пособия для неработающих одиноких родителей, доплаты к заработной плате, покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях, скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций, выдача лекарств, путевки в оздоровительные лагеря, стипендии при поступлении ребенка в средне-специальные и высшие учебные заведения.

При этом субъекты РФ вправе по своему усмотрению расширить список привилегий для неполных семей, либо наоборот, сократить.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)

+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Так же, в случае если уровень дохода неполной семьи ниже минимального, выделяется материальная помощь.

 В этой статье вы узнали, какая семья считается неполной . Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/kakaya-semya-schitaetsya-nepolnoi-

Типы семей

Состав семьи полная неполная

Семья — это ячейка общества, группа людей с общими признаками.

Такими признаками могут быть:

  • родственные связи;
  • брачные связи (т. е. регистрация брака);
  • близость в духовном, эмоциональном плане;
  • совместная повседневная жизнь;

Так как термин “семья” присутствует ещё и на законодательном уровне, то к признакам семьи относится также общее имущество и общие нематериальные блага (например, права семьи).

Так как общество постоянно меняется, меняются и признаки, и типы семей. Происходит изменение ролей в семье, меняются шаблоны, роли партнёров и родителей.

Семьи могут делиться на группы по разным параметрам. Выделим некоторые:

  • по составу: полная и неполная;
  • родственным связям: нуклеарная и расширенная (патриархальная);
  • наличию и количеству детей: бездетная, малодетная, многодетная;
  • управленцу в семье: семьи с матриархатом, патриархатом и равноправием;
  • количеству партнёров: моногамная и полигамная;
  • количеству родителей: полная и неполная (монородительская);
  • наличию брака: зарегистрированный брак и сожительство (гражданский брак);
  • количеству браков у партнёров: первый брак и повторный брак;
  • отношениям в семье: у партнёров до создания семьи детей не было, сводная и приёмная семьи;
  • семейному стажу: молодожёны, молодая семья, семьи среднего, старшего супружества и пожилые супружеские пары;
  • выбору партнёра: эндогамные и экзогамные;
  • наследованию: патрилинеальные и матрилинеальные;
  • культурному уровню: высокий, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;
  • роду партнёров выделяют также однополые семьи.

Состав семьи

Полная семья состоит из двух родителей с ребёнком (хотя бы одним).

Неполная — два родителя без детей или один родитель с ребёнком/детьми.

Родственные связи

Нуклеарная семья представлена одним поколением: родители (или один родитель) и дети.

Расширенная семья (которая ещё называется сложной или патриархальной) — состоит также из других родственников и поколений. К ней относятся бабушки и дедушки, дяди, тёти, племянники, двоюродные братья/сёстры и т. д.

Количество детей

Бездетная — в семье нет детей. Малодетная — один или двое детей. Многодетная — три и более.

Власть в семье

Семьи с матриархатом — это такие, в которых главой семьи, человеком, который принимает важные решения, власть которого не подвергается сомнению является женщина. Это может быть жена, или бабушка, или сестра.

Патриархат в семье — противоположное понятие. В таких семьях господствуют мужчины. А женщины, их интересы, мнения и пожелания стоят на втором плане.

Семья с равноправием — это такая, в которой решения принимаются совместно обоими партнёрами. Обязанности делятся поровну вне зависимости от пола. И за воспитание детей, и за бюджет семьи, и за уборку в доме ответственны оба партнёра.

Количество партнёров

Моногамные отношения создают только два партнёра. В полигамных отношениях участвуют три и более людей.

Количество родителей

Если в семье есть оба родителя, то она считается полной. Если же только один (отец или мать) — неполной (монородительской).

Регистрация брака

Чтобы создать семью, необязательно регистрировать брак. В этом случае семья будет считаться живущей в гражданском браке или внебрачной.

Количество браков

Бывают ситуации, когда один из партнёров или они оба не первый раз создают семью. В этом случае говорят о первом или повторных браках.

Сводные и приёмные семьи

Сводная семья — такая, в которой присутствует мачеха или отчим. То есть один из партнёров уже имеет ребёнка. Новый отец или мать могут удочерить/усыновить этого ребёнка.

В приёмной семье есть дети, которые были сиротами, и их забрали другие люди, чтобы заботиться о них.

Семейный стаж

Когда люди только заключили брак и живут вместе менее полугода, их называют молодожёнами.

Когда проходит 6 месяцев, они становятся молодой семьёй. А если прошли 3 года, то это уже семья среднего супружеского возраста. Среднее супружество длится до 10 лет совместной жизни.

От 10 до 20 лет совместной жизни — это старшее супружество. А пожилые супружеские пары считаются таковыми, если живут вместе более 20 лет.

Выбор партнёра

Эндогамные семьи создаются, если люди принадлежат к одной группе. Это может быть одна раса, народность, одно племя, одна религия и т. д.

Экзогамные семьи образуют люди, которые не имеют общих признаков (территория, класс, этнос) и принадлежат к разным группам в социуме.

Наследование фамилии

Патрилинеальные семьи такие, в которых считается, что родство передаётся через отца. То есть человек имеет отношение к семье, если у него есть кровная связь с отцом семейства.

В случае матрилинеальной семьи родовое дерево строится по материнской линии.

Культурный уровень

Культурный уровень семьи связан с образованием родителей. Также имеет значение их материальное состояние, сколько внимания уделяется воспитанию детей, комфортная ли атмосфера создана в семье, есть ли у родителей вредные привычки и т. д.

На этом основании семьи делятся на группы: высокий культурный уровень, а следовательно, благополучная психологическая атмосфера. Затем следует хороший, удовлетворительный и неудовлетворительный уровень культуры в семье.

Однополые семьи

Это такие, которые создаётся лицами одного пола. Если речь идёт о двух женщинах, то они выбирают донора спермы.

Если речь идёт о двух мужчинах, то происходит усыновление ребёнка или же они обращаются за помощью к суррогатной матери.

Функции семьи

У института семьи есть функции. Так как с течением времени меняется и само представление об этом институте, то его функции также трансформируются. Выделим основные:

  • репродуктивная: создать потомство, т. е. родить детей;
  • экономическая: семья создаёт свой бюджет, самостоятельно решает, на что потратить средства, поддерживает своих членов материально;
  • воспитательная: обязанностей родителей воспитывать своих детей, следить за их состоянием прописана в Семейном кодексе Российской Федерации;
  • эмоциональная: человек — существо социальное. Ему нужно общение, нужны эмоции. В семье он познаёт любовь и уважение, получает духовную и эмоциональную поддержку;
  • статусная: наличие семьи не только придаёт определённый статус человеку, но также необходимо для достижения его целей.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не обязывает президента быть женатым человеком, в обществе существует мнение, что из женатого человека получается лучший управленец. Он заботится не только о себе, но и о других членах семьи, не подвергает их ненужным финансовым рискам. Он более стрессоустойчив, так как получает поддержку от семьи;

  • социальная: ребёнок учится общаться с другими людьми именно в семье. Семья же также несёт ответственность за обучение его социальным и моральным нормам, которые приняты в обществе;
  • развлекательная или досуговая: в семье, как правило, общие интересы. Её члены вместе проводят свободное время;
  • защитная: происходит защита члена семьи от других людей, которые покушаются на его здоровье или психологическое состояние.

Дисфункциональная семья

Когда семья перестаёт выполнять эти функции, речь идёт о дисфункциональной семье. Психологическая атмосфера в таких семьях складывается не самая благоприятная. Человек не получает защиту и поддержку.

Узнайте также, что такое Женское общество.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/tipy-semej/

Полная семья: описание понятия, характеристика, особенности

Состав семьи полная неполная

Образование семейной ячейки является важнейшей задачей человека и одной из основных функций общества со здоровыми ценностями. Значение полноценных семей в современном мире не единожды искусственно занижалось, однако социальный статус ячейки, где присутствуют оба родителя и как минимум один ребенок, всегда оценивался неизменно высоко.

Понятие полноценной семьи

Полная семья – это родственный союз трех и более людей, обусловленный наличием супружеской пары и их общего ребенка (или детей).

Полагается считать, что понятия «полноценной семьи» и «нормальной» синонимичны, однако принятые в социуме факторы нормы, как то: материальная обеспеченность, достойное воспитание и здоровый микроклимат в доме, часто присутствуют в полных и неполных семьях одинаково.

Целью создания брачного союза является продолжение рода, а значит, вся система построения супружеских отношений в норме основывается на любви двух человек и их желании провести вместе остаток жизни. Только при таких условиях решение дать жизнь новому человеку можно считать ответственным, а внутреннюю атмосферу семьи – подходящей для появления малыша.

Социальный психолог Э. Арутюнянц называет 3 вида положительных взаимоотношений, наблюдаемых в современном обществе, когда состав семьи – полный.

Традиционный вид

Воспитанием ребенка при традиционном подходе занимаются оба родителя одинаково, а основой для улучшения взаимопонимания выступает установление строгой вертикали власти от отца и матери к ребенку. Интересы ребенка учитываются только в случае их совпадения с интересами родителей, но при этом все условия для нормального развития отпрыска соблюдаются неукоснительно.

Дети, выросшие в условиях непререкаемого авторитета любящих родителей, прекрасно вписываются в любое иерархичное общество, однако редко способны сами занять высокое положение в любой из заметных структур. Их почитание к вышестоящему лидеру всегда превалирует над потребностью сравнять позиции, и это является серьезным препятствием для карьерного продвижения.

Детоцентрическая модель воспитания

Как следует из названия, взрослые члены полной семьи не столько создают достойный уровень существования ребенка, сколько сами существуют вокруг его особы.

Принцип воспитания в таких семьях также вертикальный, но исходит от младшего члена семьи к старшему.

Наиболее точная характеристика полной семьи детоцентрического вида – зацикливание на потребностях чада с минимальной фильтрацией допустимых запросов ребенка от недопустимых.

Итогом нахождения в такой воспитательной среде становится ощущение ребенком вседозволенности и собственной неординарности, что затрудняет его дальнейшее общение в социуме. Из-за принципиального несоблюдения общепринятых норм, молодой человек, если не изменит своего отношения к жизни, рискует оказаться в социальном вакууме.

Воспитание по демократическому типу

Данная модель полной семьи считается идеальной.

В ней хорошо выражено двустороннее горизонтальное общение от родителей к ребенку и наоборот, причем интересы младшего члена семьи учитываются в той же степени, что и интересы старшего поколения.

По мере взросления ребенка возрастает и его связь с родителями, однако основана она не на материальной или моральной зависимости, а на чувствах дружеского расположения и полного взаимопонимания.

Выросшие в такой семье дети отличаются высокой активностью и лидерскими качествами, но представление об иерархическом строении общества у них почти отсутствует. Это влечет за собой проблемы в послушании во время нахождения в учебных заведениях, плохое понимание потребностей социума и осознание себя как единицы этого целого.

Функции здоровой семьи

Отличительной особенностью полной семьи является выполнение ею всех функций, требуемых для развития и социализации данной микроструктуры в современном обществе. Полный список таких функций был предложен И. В. Гребенниковым, автором известного педагогического пособия «Школа и семья»:

  • репродуктивная функция – обусловлена потребностью продолжения рода;
  • экономическая – участие в производстве товаров и услуг и денежном обороте страны, формирование потребительского спроса;
  • первичная социализация – организация правильного социального воспитания ребенка и развитие у него принципов морально-этических норм, принятых в данном обществе;
  • воспитательная – формирование у подрастающего поколения уважения и терпимости к окружающему миру через аналогичные взаимоотношения в семье;
  • коммуникативная – умение всех членов семьи вести диалог, налаживать дружественные связи, взаимодействовать с источниками СМИ.

Поскольку полная семья – это базовая ячейка общества, ее функции напрямую зависят от общественных потребностей и целей, удовлетворяемых на разных уровнях путем выполнения всех перечисленных пунктов семейной организации.

Традиционная модель семейного поведения

Специалист по социальной психологии, доктор М. С. Мацковский, проведя исследования среди множества полных семей, пришел к мнению, что наилучшим вариантом для сохранения внутрисемейного комфорта является привитие домочадцам традиционной модели поведения. К таковой Мацковский относит следующие характерные особенности классических семейных устоев:

  • главенствующая позиция отца как неоспоримого наставника и руководителя;
  • строгая манера общения с детьми;
  • воспитанием детей занимается мать, но направление, в котором это воспитание осуществляется, определяется отцом;
  • родительский труд не прячется от детей и является примером для подрастающего поколения;
  • отсутствие разногласий между родителями в присутствии детей.

По утверждению психолога Мацковского, норма в семейных отношениях всегда определялась именно положением отца как абсолютной доминанты, а наглядной ролью женщины было служение супругу и хранение традиций.

Что такое многодетная семья

Моральные ценности славян вплоть до начала 20 века диктовались канонами православной веры, пропагандирующей многодетность как один из принципов следования слову Божию. Иметь семь и более несовершеннолетних членов семьи считалось абсолютной нормой, и этот факт поощрялся обществом.

С преобразования экономики страны в рыночную социальные нормы претерпели изменения, и на данный момент многодетной считается семья, в которой присутствует три и более несовершеннолетних.

Поскольку со стороны общества все чаще наблюдаются эпизоды нетерпимости по отношению к семьям, имеющим статус многодетных, приличное существование такой социальной ячейки находится под большим вопросом.

В большинстве случаев многодетные семьи находятся в постоянной борьбе за выживание и вынуждены мириться с невозможностью дать каждому ребенку достойное образование и обеспечить его всем необходимым.

Плюсов у многодетных семей, обусловленных полным родительским составом, тоже немало:

  • детям достаточно общения, и они более изобретательны в играх и развлечениях;
  • старшие ребята раньше взрослеют и частично берут на себя функции воспитания малышей;
  • у этих детей лучше, чем у сверстников, развито чувство сопереживания, им свойственны чуткость, признание чужих слабостей, отсутствие эгоистических наклонностей.

Но даже полная семья с несколькими детьми может столкнуться со сложностями воспитания, что особенно ярко проявляется, когда оба родителя вынуждены работать.

Подростки, зная о невозможности осуществления за ними достаточного контроля, часто прогуливают или бросают школу.

У подростков из многодетных семей раньше, чем у одногодок, развиваются такие вредные привычки: курение, наркомания, бродяжничество.

Ребенок в многодетной семье редко имеет возможность похвастаться какой-либо собственностью, и это вырабатывает у него отсутствие уважения к чужому имуществу. Нередко в борьбе за личное пространство дети утрачивают чувство меры и становятся провокаторами затяжных конфликтов, разрешить которые удается только посредством вмешательства психологов.

Источник: https://FB.ru/article/440462/polnaya-semya-opisanie-ponyatiya-harakteristika-osobennosti

Семья с точки зрения социологии

Состав семьи полная неполная

Одним из первых отечественных социологов сформулировать отличительные черты семьи попытался М.М. Ковалевский. Он утверждал, что исторически семья не представляет собой союза только тех лиц, которые связаны между собой браков или кровным родством. Семью эту можно назвать или определить как совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки.

Более близким к современному пониманию семьи является определение русского социолога начала ХХ столетия П.А.

Сорокина: «Под семьей мы понимаем (применительно к современному населению) легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников, с третьей». В 1960-х годах проблемами семьи в СССР активно занимался А.Г.

Харчев, который рассматривал семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Таким образом, с точки зрения социологии, «семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

Согласно современным исследователям семьи в русле социальной философии, именно наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обусловливает существование семьи в ее традиционной форме.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойством. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи.

В социологии выделена целая дисциплина изучающая семью – Семьеведение, которая как учебная дисциплина дает знания об основных этапах и тенденциях развития брачно-семейных отношений в России и других странах; характеризует исходные понятия, категории и концепции социологии семьи; раскрывает сущность психологических особенностей брачно-семейных отношений; показывает особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьями различных категорий в современных условиях; анализирует зарубежный опыт социальной работы.

Источником познаний для нас станет пособие для вузов Семьеведение. Авторы: Елена Игоревна Зритнева и Надежда Павловна Клушина

Посмотрим, что там написано.

«Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность.

Определения семьи, предлагаемые различными исследователями брачно-семейных отношений:

Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других родственников, живущих вместе (Толковый словарь русского языка).

Семья – социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления, и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях (Ю. Г. Волков).

Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный институт, т. е.

устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

(Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой).

Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Н. Я. Соловьев).

Семья – общность людей, основанная на единой, совместной деятельности, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи (А. И. Антонов).

Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).

Семья – первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей (А. И. Захарова).

Семья – духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве (С. Л. Рубинштейн).

Из полного курса Обществознания подготовки к ЕГЭ под редакцией Шемахановой Ирины Альбертовны

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами.

Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт».

Необходимо уточнить, что под социальным институтом Ирина Альбертовна подразумевает «исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности».

«Зарубежные социологи, как уже отмечалось, рассматривают семью как социальный институт, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e1c54b3f73d9d00b071590e/semia-s-tochki-zreniia-sociologii-5e1c7306bb892c00af8e7f22

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.