Соглашение о публичном сервитуте

Содержание

Что такое договор сервитута и как его заключить?

Соглашение о публичном сервитуте

Сервитут в современном законодательстве представляет собой особое обременение, налагаемое на недвижимое имущество какого-либо лица, если такое обременение поможет расположенному рядом имуществу других лиц полноценно функционировать, а государству, если оно заинтересовано в наложении такого обременения, осуществлять свои задачи по обеспечению нормального существования своих граждан.

Как и любое другое обременение, факт установления сервитута должен быть официально зафиксирован.

Однако, в отличие от других обременений, установление сервитута закрепляется с помощью специального соглашения.

Что подразумевают под договором сервитута

Договор об установлении сервитута относится к разряду документов, носящих двоякий характер: с одной стороны, он является разрешительным документом для собственника объектов недвижимости, имеющих худшее положение, на использование таких соседних объектов, имеющих лучшее расположение, в целях улучшения собственного состояния (например, если к одному или нескольким земельным участкам можно попасть только через земли соседнего участка, к владельцу последнего предъявляются требования обеспечить проход или проезд своим соседям к их участкам через свою территорию).

С другой стороны, этот документ закрепляет возникающее вследствие его подписания обременение на чужое имущество, вызывающее ухудшение его положения и состояния.

Однако составить этот документ можно только в том случае, если обременение устанавливается частным лицом в отношении частного лица (сюда же следует отнести и юридические лица, если они не имеют отношения к государственным органам).

В том случае, если одной из сторон сервитута будет выступать государство, ни о каком договоре речь идти не будет, а установление обременения будет зафиксировано соответствующим административным актом.

В том случае, если стороны не смогли договориться о заключении договора сервитута, но без такого обременения обойтись невозможно, все условия соглашения установит суд, на основании решения которого впоследствии будет сформирован текст договора.

Структура и содержание договора

Договор об установлении сервитута регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, так как сам сервитут может быть установлен только в соответствии с требованиями этого нормативного акта, именно по этой причине он имеет классическую структуру договора о заключении того или иного соглашения:

  • Преамбула, в которой указываются стороны соглашения (а в том случае, если одной или обеих сторон выступают представители по доверенности, то отражается также и эта информация);
  • Предмет договора, в котором прописывается порядок установления сервитута, а также в каких целях это происходит;
  • Размер платы за сервитут (который должен быть рассчитан заранее, до заключения такого договора);
  • Права и обязанности сторон;
  • Обстоятельства непреодолимой силы и порядок действия сторон при их наступлении;
  • Реквизиты и подписи сторон.

Однако, несмотря на подчинение текста договора классической структуре, принятой в гражданском законодательстве, вопрос о том, какие существенные условия должны быть отражены в этом договоре, до настоящего времени остается открытым, а примерный перечень таких условий составляется в каждом конкретном случае индивидуально, с использованием существующих административных актов, которые отражают государственную волю об установлении сервитута.

К таким существенным условиям будут относиться:

  • Кадастровые данные на объект недвижимости (они предоставляются стороной-владельцем для упрощения идентификации участка);
  • Сведения о формируемом обременении с указанием размеров объекта недвижимости или его частей, которых такое обременение коснётся;
  • Информация о том, в каких целях формируется обременение, а также на какой срок оно будет установлено;
  • Порядок расчетов за использование сервитута между сторонами соглашения (если установление такой платы было определено при формировании договоренностей).

К тексту договора могут быть составлены приложения, в которые включаются:

  • Кадастровые документы на участок (они позволяют не только полностью идентифицировать конкретный надел, но и установить тот масштаб обременения, который будет установлен);
  • Схема и описание порядка эксплуатации земельного участка в форме его обременения (то есть указание на плане участка той территории, которая будет использоваться заинтересованным в сервитуте лицом, а также расшифровка того порядка использования, который стороны договорились установить);
  • Расчёт стоимости сервитута (в виде конкретной математической формулы или в виде отчета об оценке сервитута, подготовленного специалистами специально аккредитованных для этого организаций).

Когда и как надо заключать

Заключение договора сервитута должно происходить сразу же после достижения всех необходимых договоренностей.

Однако, в том случае, если земля находится в собственности у государства, срок составления такого договора может существенно увеличиться, так как срок рассмотрения поданного заявления на установление сервитута составляет не менее 21 дня с момента регистрации такого заявления.

Заключение договора сервитута может осуществляться только в письменном виде, так как условия, зафиксированные в тексте этого соглашения, должны быть подтверждаемых в любой момент, когда возникнет различные споры.

После заключения договора сервитута он должен быть зарегистрирован в соответствующих органах.

Порядок действий с договором

После официального подписания заключенного соглашения об установлении сервитута документ должен пройти процедуру официальной регистрации. Однако, говорить о том, что регистрируется сам договор, неправильно, так как с 1 марта 2013 года регистрация именно этих документов происходить не должна.

Выдача свидетельства о регистрации сервитута осуществляется в территориальных подразделениях Росреестра по месту нахождения обремененного земельного участка.
Для того, чтобы такое свидетельство было получено всеми заинтересованными сторонами, в органы Росреестра необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление о регистрации сервитута, составленное от лица как владельца обремененного имущества, так и от инициатора установления сервитута, выступающего заинтересованным лицом;
  2. Договор сервитута, подписанный с обеих сторон, в трех экземплярах – по одному для каждой из сторон, и один остается в архиве Росреестра;
  3. Квитанция об оплате госпошлины за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость (сумма госпошлины для физических лиц составляет две тысячи рублей за каждое изменение информации в этом реестре).

Все документы принимаются у заявителей с обязательным составлением расписки, в тексте которой содержится опись всех предоставленных материалов, а также указывается информация о дате приема и регистрации заявления.

В том случае, если все документы оформлены надлежащим образом, заявление рассматривается в течение 21 дня с момента его регистрации в органах Росреестра, и по итогам такого рассмотрения обеим сторонам выдается свидетельство об установлении сервитута.

Договор сервитута представляет собой особое соглашение, в котором обязательно фиксируется то, на каких условиях и на какой срок устанавливается такое обременение.

Составление этого договора должно происходить только в письменном виде, а результат подписания такого документа должен быть официально зарегистрирован путем получения соответствующего свидетельства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/dogovor-zemelnogo-servituta-zemelnogo-uchastka.html

Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута | ГАРАНТ

Соглашение о публичном сервитуте

Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута

1. Соглашение об осуществлении публичного сервитута содержит:

1) сведения о сторонах соглашения;

2) реквизиты решения об установлении публичного сервитута;

3) цель установления публичного сервитута;

4) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут установлен в целях реконструкции указанного сооружения и обладатель публичного сервитута не является его правообладателем;

5) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение об осуществлении публичного сервитута;

7) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута (включая срок строительства, реконструкции, ремонта инженерного сооружения);

8) размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;

9) права и обязанности обладателя публичного сервитута при осуществлении публичного сервитута;

10) график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута;

11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса, привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, и снести сооружение, размещенное на основании публичного сервитута;

12) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территории и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территории;

13) порядок возмещения правообладателю земельного участка убытков, причиненных осуществлением сервитута.

2.

Соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

3. Если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, соглашение об осуществлении публичного сервитута не заключается.

4. Срок соглашения об осуществлении публичного сервитута соответствует сроку публичного сервитута, предусмотренному решением об установлении публичного сервитута.

5. Подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка, указанному в пункте 2 настоящей статьи, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который:

1) указан таким правообладателем в качестве почтового адреса для связи с ним в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса;

2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);

3) присвоен земельному участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).

6. В случае, если правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.

42 настоящего Кодекса указал в качестве адреса для связи с ним адрес электронной почты или в Едином государственном реестре недвижимости указан адрес электронной почты, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на земельный участок зарегистрировано, проект соглашения об осуществлении публичного сервитута направляется правообладателю такого земельного участка также в электронном виде.

7. Одновременно с проектом соглашения об осуществлении публичного сервитута правообладателю земельного участка направляются:

1) сведения об утвержденных границах публичного сервитута или выписка из сведений об утвержденных границах публичного сервитута применительно к земельному участку правообладателя, с которым заключается соглашение;

2) отчет об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности в целях определения размера платы за публичный сервитут.

8. Проект соглашения об осуществлении публичного сервитута считается полученным правообладателем земельного участка со дня:

1) вручения ему предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;

2) возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ “О почтовой связи” (далее – Федеральный закон “О почтовой связи”) предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;

3) вручения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, правообладателю земельного участка лично под расписку.

9.

Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях.

10. Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения.

11.

Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.

12. Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута. В этом случае соглашение об осуществлении публичного сервитута считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Размер платы за публичный сервитут может быть установлен судом независимо от суммы, внесенной в депозит нотариуса в соответствии с пунктом 9 статьи 39.46 или пунктами 11 и 13 настоящей статьи, и такая сумма засчитывается в счет платы за публичный сервитут.

Рассмотрение судом указанного требования не препятствует осуществлению публичного сервитута в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

13.

В случае оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута направляет проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, вносит плату за публичный сервитут в депозит нотариуса и приступает к осуществлению публичного сервитута на условиях, указанных в пункте 11 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении требования правообладателя земельного участка об оспаривании решения об установлении публичного сервитута.

14.

В случае предоставления гражданам и (или) юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обремененных публичным сервитутом, такие лица вправе требовать от обладателя публичного сервитута заключения предусмотренного настоящей статьей соглашения об осуществлении публичного сервитута. При этом указанные лица не вправе требовать плату за публичный сервитут. Если соглашение об осуществлении публичного сервитута не заключено, обладатель публичного сервитута осуществляет публичный сервитут на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.

Источник: https://base.garant.ru/12124624/b9ff67b01a3627762424a74c562cb3e1/

Соглашение об установлении земельного сервитута

Соглашение о публичном сервитуте

   В нашей практике бывают случаи, когда собственник земельного участка обращается к нам с жалобой о том, что он не может пользоваться своим земельным участком, ввиду отсутствия прохода, либо проезда к участку.

   В подобных случаях, зачастую единственным решением является установление сервитута. В связи с этим, мы считаем необходимым помочь Вам разобраться, как заключить соглашение об установлении земельного сервитута.

ВНИМАНИЕ: наш юрист по установлению земельного сервитута в Екатеринбурге поможет Вам профессионально и в срок, задайте нам вопрос прямо сейчас!

Порядок установления частного земельного сервитута

   Частный сервитут устанавливается в интересах конкретного физического или юридического лица. 

Итак, частный сервитут может быть установлен:

  • По соглашению сторон, при этом соглашение должно быть оформлено в письменном виде
  • По решению суда

   Соглашение, либо решение суда об установлении земельного сервитута являются основанием для обязательной регистрации земельного сервитута в Росреестре.

   Поэтому, по достижении соглашения, либо по вступлению в законную силу решения суда, заинтересованная сторона обращается в Росреестр, либо МФЦ, для регистрации частного земельного сервитута.

ПОЛЕЗНО: читайте также как снять сервитут с земельного участка досрочно

Документы для установления сервитута на земельный участок

Итак, для регистрации частного сервитута требуются:

  • Соглашение об установлении сервитута/решение суда
  • Паспорт заявителя, либо паспорт и нотариальная доверенности представителя заявителя
  • Квитанция об уплате госпошлины (для физических лиц — 1500 рублей, для юридических — 6000 рублей)
  • Кадастровый паспорт земельного участка

Составление соглашения об установлении частного земельного сервитута

   В случае, если вы достигли согласия с собственником соседнего земельного участка, касательно вопроса об установлении земельного сервитута, то вам необходимо составить соответствующее соглашение.

Как составить соглашение о сервитуте, что же оно должно в себя включать:

  1. Дату и место заключения соглашения
  2. Предмет соглашения, т.е. указывается то, о чем составлено настоящее соглашение и для каких целей
  3. Объект соглашения, т.е. ссылка на данные земельного участка
  4. Срок действия соглашения
  5. Плата за сервитут
  6. Права и обязанности сторон соглашения
  7. Обязательства заинтересованного в установлении сервитута лица, привести земельный участок, на который устанавливается сервитут, в соответствие с разрешенным видом использования, по окончании срока действия соглашения
  8. Иные условия, не противоречащие действующему законодательству РФ

ПОЛЕЗНО: читайте как составить исковое об установлении сервитута на землю, если не удается договориться добровольно

Срок установления сервитута на земельный участок

   Срок установления частного сервитута на земельный участок законодательством не ограничен. Тем не менее, он должен быть разумным и обоснованным.

Прежде всего, принципы разумности и обоснованности должны соблюдаться при подаче искового заявления, т.е. в случае, если по-хорошему с соседом договориться не удалось.

В случае завышения своих требований, суд может отказать вам иске и вы навсегда утратите возможность установить сервитут.

   Поэтому наше Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» советует Вам подходит к такому вопросу ответственно, не злоупотребляя своими правами.

   В случае установления публичного сервитута, законодательством введены дополнительные условия, так, в случае если по ходатайству заявитель просит установить публичный сервитут менее чем на 3 года, то необходимость проведения кадастровых работ отсутствует.

Образец соглашение об установлении земельного сервитута

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок

г. Екатеринбург                                                                                       15 мая 2020 года

   Иванов Иван Иванович, именуемый далее «Собственник», с одной стороны, и Петров Петр Петрович, именуемый далее «Пользователь», с другой стороны, совместно именные стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем,

(сторонами подобных соглашений могут быть не только физлица, но и юрлица. В отношении сторон юрлиц необходимо указывать полное наименование организации, ФИО представителя и на основании чего действует представитель)

 1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

  • 1.1. Собственник предоставляет Пользователю для обеспечения прохода право ограниченного пользования (далее – сервитут) земельным участком, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мира, 56 с кадастровым номером 66:66:675847:280.

(об объекте, которым разрешает собственник ограниченно пользоваться, следует как можно подробнее указать информацию, а именно, площадь объекта, иные характеристики (при наличии). Кроме того, необходимо указать, для каких целей предоставляется сервитут)

   Предоставляемый собственником земельный участок для установления сервитута принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается записью в ЕГРЮЛ от 14.06.2018.

(если право собственности подтверждается свидетельством, то необходимо указать номер и дату свидетельства)

   Сервитут устанавливается в интересах Пользователя, являющего собственником соседнего земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мира, 54, с кадастровым номером 66:66:675876:270.

(об объекте Пользователя также необходимо указать как можно более подробную информацию для его идентификации)

   Право собственности Пользователя на земельный участок подтверждается записью в ЕГРЮЛ от 15.08.2012.

(если право собственности подтверждается свидетельством, то необходимо указать номер и дату свидетельства)

  • 1.2. Границы (сфера действия) сервитута определены схемой, являющейся приложением к настоящему соглашению и будут подтверждены Выпиской из ЕГРЮЛ после регистрации сервитута в ЕГРЮЛ.

(если границы сервитута будут определены иным документом, на данный документ необходимо сделать ссылку)

   Ограниченное пользование Пользователем земельным участком Собственника осуществляется строго в определенных границах.

  • 1.3. Сервитут устанавливается бессрочно.

(сервитут может устанавливаться на какой-то определенный срок, который необходимо прописать в соглашении)

  • 1.4. Пользователь имеет право беспрепятственно в любое время суток осуществлять проход через земельный участок Собственника.

(соглашением сторон может быть определенно только какое-то конкретное время, когда Пользователь может проходить через участок Собственника)

  • 1.5. Обременение участка сервитутом не лишает Собственника права владения, пользования и распоряжения участком.
  • 1.6. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРЮЛ.

(госрегистрация сервитута является важным моментом, поскольку в случае распоряжения Собственником объектом недвижимости, новый собственник должен знать о наличии обременений в отношении приобретаемого им объекта)

   Обязанность по подаче документов для регистрации сервитута лежит на Пользователе.

(обязанность по регистрации может быть возложена на обе Стороны или на Собственника, зависит от договоренностей Сторон)

   Расходы по государственной регистрации сервитута несет Пользователь.

(расходы по госрегистрации могут нести обе стороны или Собственник)

ПОЛЕЗНО

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/soglashenie-ob-ustanovlenii-zemelnogo-servituta/

Образец соглашения об установлении сервитута на муниципальные земли в 2019 году: форма соглашение, содержание, особенности регистрации | Земельный эксперт

Соглашение о публичном сервитуте

Публичный сервитут представляет собой соглашение на использование части территории одного лица с целью обеспечения проезда или доступа к другим участкам иных лиц.

Данные правоотношения закрепляются при помощи специального соглашения. Документ составляется и оформляется по стандартному образцу в письменном виде. Договоренность регистрируется в Росреестре, согласно установленному регламенту.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В статье 39.24 ЗК РФ указано, что сторонами такого акта могут выступать:

  • арендаторы, землепользователи и землевладельцы, когда в отношении надела имеются соответствующие обязательства сроком более чем на год от имени собственника. В данном случае, письменное разрешение распорядительного органа не требуется, однако, процедура носит уведомительный характер;
  • администрация населенного пункта или иной исполнительный орган в том случае, когда земля находится в распоряжении муниципального унитарного предприятия. В этом случае требуется письменный документ о согласии собственника на установку обременения.

Лица, заключившие соглашение об установлении обременения, обязаны на протяжении 10 суток с момента подписания договоренности, уведомить полномочное ведомство о совершенной процедуре.

Срок действия данного документа не должен превышать период действия имеющейся договоренности с пользователем. При прекращении имеющихся обязательств, сервитут также заканчивает свое действие.

Предметом соглашения о сервитуте выступает та часть участка или права на нее, которая будет находиться в совместной эксплуатации сторон сделки.

соглашения об установлении сервитута на землю

Соглашение (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]) является официальным документом, подтверждающим право участников сделки пользоваться территорией на равных основаниях в случае необходимости и с целью обеспечения перемещения по территории. По этой причине в документе указываются следующие данные:

  • техническая информация об участке, относительно которого планируется установка сервитута, в частности, кадастровый номер, учетный номер доли надела;
  • сведения об участниках договоренности, их реквизиты;
  • целевое назначение сервитута и основания для его назначения;
  • период действия договора;
  • плата, назначенная собственником или пользователем территории;
  • права владельца надела, на которого наложено обременение;
  • обязанности второго участника соглашения, который заинтересован в наложении сервитута по внесению платы и приведению земли в начальное состояние после эксплуатации.

В том случае, если соглашение заключается с уполномоченным ведомством, заинтересованная сторона обязана подать заявление о заключении договора с указанием цели и вероятного срока эксплуатации. К заявке прилагается межевая схема расположения земли на кадастровом плане. В том случае, если сервитут устанавливается относительно всего участка, такой план не требуется.

После того как заявление было передано, в течение 30 дней с этого момента распорядительное ведомство должно вынести постановление об установке сервитута и направить заявителю уведомление о заключении соглашения и подписанные экземпляры данного документа. Также предусмотрена процедура вынесения отрицательного решения и направления заявителю предложения об установке сервитута иным способом.

Соглашение оформляется в трех экземплярах и заинтересованное лицо обязано подписать его в течение 30 дней.

Порядок регистрации соглашения об установлении сервитута на земельный участок государственной или муниципальной собственности

Порядок установления сервитута на земельный участок помимо обязательных процедур, предусматривает еще и такой этап, как регистрация заключенного соглашения. Данный процесс выглядит следующим образом:

  1. Заинтересованная сторона подписывает соглашение об установлении частного сервитута земельного участка и передает документ распорядительному органу.
  2. Владелец территории подает заявление в Росреестр, совместно с пакетом обязательных документов.
  3. Сотрудники ведомства проводят проверку предоставленной заявки.
  4. В течение одного месяца документ ставится на учет, и заявитель получает соглашение с соответствующей отметкой.

Если договоренность оформляется сроком не более чем на три года, регистрация такого акта не требуется.

Заключение

В завершение можно сделать несколько выводов:

  1. Соглашение о наложении сервитута оформляется в письменном виде, согласно установленному образцу.
  2. В документе обязательно должны быть указаны все существенные моменты договора.
  3. Соглашение допускается не только с собственником земли.
  4. Обязательной процедурой является регистрация соглашения в Росреестре, за исключением договора заключенного сроком менее чем на три года.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/obrazec-soglasheniya-ob-ustanovlenii-servituta-na-gosudarstvennuyu-ili-municipalnuyu-sobstvennost/

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Соглашение о публичном сервитуте
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.

Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 – 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст.

23), Водного и Лесного кодексов.

Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Институт земельного сервитута был разработан еще римскими юристами.

Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».

Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:

  • сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
  • причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.

Сервитуты делятся на:

  • личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
  • предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.

Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.

Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.

Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).

Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:

  • собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
  • собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.

соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:

  • ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
  • сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
  • кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
  • причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
  • срок действия сервитута;
  • если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
  • размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
  • виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
  • исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
  • ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
  • обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).

Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута

Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.

Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.

Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:

  • специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
  • схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

При расчете стоимости сервитута специалист принимает во внимание разницу рыночной стоимости соответствующих прав (аренды, пользования) до и после установления сервитута.

Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.

Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.

Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута

Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.

Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.

Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.

Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:

  • хозяйственной необходимостью;
  • пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.

Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.

Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:

  • проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
  • осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
  • заключение соглашения об установлении сервитута;
  • регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.

Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.

В силу п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ стороны вправе не ссылаться на кадастровый номер части участка.

Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.

Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.

Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.

Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok-nahodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута

Соглашение о публичном сервитуте

Согласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.

Данная позиция отражается в Письме Росреестра от 25.03.2019 № 01-02960-ГЕ.

Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

Сервитуты устанавливаются:

  • по соглашению между собственником участка и соседями – частный;
  • по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо – публичный.

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается – спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

Публичный же  сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий.

Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Цели установления публичного сервитута различны. Например:

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

В Земельном кодексе содержится целая глава –  V.7 об установлении публичного сервитута, в которая  отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута.  Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.

Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени.

Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

Можно сказать, что публичный сервитут – право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст.

276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rkc/servitut-publichnyi-ili-chastnyi-registraciia-publichnogo-servituta-5d78896c2fda8600ad99a19e

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.