Содержание прилегающей территории

Обслуживание придомовой территории: нормативы и обязанности управляющей компании

Содержание прилегающей территории

При возведении многоквартирного дома компания-застройщик приобретает либо оформляет в долгосрочную аренду участок земли, который впоследствии становится придомовой территорией. Главным его назначением является обеспечение комфортного проживания собственников объектов недвижимости в здании.

Если участок земли изначально был в собственности компании-девелопера, по окончании строительства он передается в общее долевое владение всех жильцов многоквартирного дома. Если он находился в аренде у муниципалитета, то владельцы квартир могут впоследствии его самостоятельно приватизировать и оформить на него право собственности.

При этом земельный надел находится в собственности всех владельцев объектов недвижимости в здании одновременно. Принадлежащие им части условны и соотносятся с площадью квартир, которые находятся в их собственности.

Наличие доли в придомовой территории, как и в ином общедомовом имуществе, не означает, что гражданин может огородить ее и запретить остальным жильцам ею пользоваться.

Этот параметр условен, он влияет на вес голоса собственника при проведении общего ания относительно распоряжения общим имуществом всех владельцев объектов недвижимости в здании.

Управление придомовой территорией, как и остальным общим имуществом жильцов, может быть делегировано управляющей компании или ТСЖ (товариществу собственников жилья).

В управлении придомовой территорией могут участвовать как физические лица, которые являются владельцами квартир в здании, так и юридические лица, которые могут иметь в собственности коммерческие или жилые помещения в доме.

Также собственником недвижимости может являться муниципальный орган. Подобная ситуация складывается, когда в здании есть неприватизированные квартиры.

В таком случае их собственником является муниципалитет, а не жильцы, и именно он участвует в управлении придомовой территорией и другим общедомовым имуществом.

Жильцы неприватизированных квартир, которые занимают их по договору социального найма, не участвуют в определении судьбы общедомового имущества и придомовой территории, поскольку не являются носителями права собственности на недвижимость, расположенную в этом здании.

Использование и распоряжение участком придомовой территории должно осуществляться всеми собственниками объектов недвижимости в доме сообща. Однако зачастую решение подобных вопросов вызывает конфликты между жильцами. Они далеко не всегда приходят к согласию по поводу того, как именно использовать придомовую территорию.

Помимо этого, возникают споры с управляющей компанией, которая несет обязанности по обслуживанию участка земли и обустройству в целях обеспечения комфортного проживания граждан. Знание нормативов и стандартов обустройства и обслуживания придомовой территории поможет разобраться в подобных ситуациях и защитить свои права.

Понятие придомовой территории и законодательство в сфере ее обслуживания

Придомовая территория – это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а также прилегающая к нему зона.

Он является объектом недвижимости, характеристики которого содержатся в кадастровом реестре. Гражданин может получить данные о нем, заказав выписку из ЕГРН.

Основные сведения об этом участке также можно найти на публичной кадастровой карте или в технической документации на квартиру.

Технические параметры придомовой территории принимаются во внимание управляющей компанией при управлении общедомовым имуществом, а также при расчете затрат на санитарное содержание, обслуживание и благоустройство участка.

Участок земли, составляющий придомовую территорию, должен быть оформлен надлежащим образом в собственность жильцов многоквартирного дома. Если на него отсутствуют документы, при их оформлении были допущены ошибки, то обязанности по содержанию возлагаются на муниципалитет населенного пункта.

Главным законодательным актом, регламентирующим использование многоквартирных домов и участков, составляющих их придомовую территорию, является Жилищный кодекс РФ.

Нормы и правила, регламентирующие данную сферу, содержатся и в иных законодательных актах, действующих в Российской Федерации.

Так, в статье 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года определяется, что земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, а также прилегающие к нему объекты находится в общей долевой собственности владельцев объектов недвижимости, находящихся в здании.

Каждая часть придомовой территории является его неотъемлемой частью. Она не может быть продана или передана какому-либо жильцу в единоличное владение. Также нельзя выделить долю в придомовом участке каждого жильца в натуре.

В придомовую территорию могут включаться следующие объекты:

  • сам земельный участок, на котором возведено здание. Его характеристики можно отыскать на публичной кадастровой карте по адресу или кадастровому номеру объекта недвижимости. Как правило, помимо участка под самим домом, в придомовую территорию также входит прилегающая зона. Ее площадь зависит от того, какой участок изначально был выделен под строительство здания. В редких случаях в придомовую территорию входит только земля, на которой непосредственно расположен сам дом;
  • конструкции, которые возведены в целях облагораживания и озеленения придомового участка;
  • строения и объекты, которые возведены для обслуживания и обеспечения комфорта граждан, проживающих в здании.

Площадь придомовой территории может быть различной, но не меньше, чем площадь самого здания, которое расположено на ней.

Лица, ответственные за благоустройство и обслуживание придомовой территории

Основной функцией придомовой территории является обеспечение комфортных условий для проживания жильцов. Для этого на участке могут обустраиваться детские и спортивные площадки, различные зоны отдыха.

Ответственность за благоустройство и содержание участка возлагается на организацию, которой делегировано управление общим имуществом жильцов, поскольку придомовая территория входит в его состав. Так, это может быть:

  1. Управляющая компания. Это специализированная организация, которая занимается управлением общим имуществом жильцов на основании договора за определенную плату.
  2. Товарищество собственников жилья. Это юридическое лицо, которое образуется из инициативной группы собственников объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме, специально в целях управления общедомовым имуществом.

Выбор между тем, кому делегировать полномочия по управлению тем и другим имуществом, в состав которого входит и придомовая территория, производится самими жильцами на общем собрании посредством ания.

Нормы обслуживания и благоустройства придомового участка

Обслуживание и благоустройство придомовой территории регламентируется Постановлением Правительства № 491, принятым в 2006 году. В этом нормативном акте разграничена ответственность собственников и управляющих организаций или ТСЖ.

Владельцы квартир в домах, согласно законодательству, вправе ограничивать совет дома в управлении придомовой территорией. Также они вправе делегировать обязанности по обслуживанию товариществу собственников жилья, управляющей компании.

Независимо от того, каким органом осуществляется управление придомовой территорией, осуществляться оно должно в рамках действующего законодательства, устанавливающего нормативы и правила в этой сфере.

Все изменения в конфигурации придомового участка, в том числе возведение и снос строений, должны отражаться на кадастровом плане. Также они подлежат согласованию и документальному оформлению.

Благоустройство придомового участка должно осуществляться управляющей компанией. При этом жильцы дома вправе следить и контролировать ее действия, проверять выполнение и качество тех или иных работ.

В целях благоустройства придомовой территории, как правило, проводятся следующие работы и мероприятия:

  • обустройство и ремонт детских, спортивных и развлекательных площадок;
  • ремонт и обустройство иных объектов, которые расположены в пределах придомовой территории;
  • уборка и иные санитарные мероприятия на участке придомовой территории.

Уборка включает в себя мероприятия, перечень которых различается в зависимости от времени года. Так, в зимний период проводятся следующие работы:

  • уборка снега с пешеходных дорожек, а также в зонах проезда автомобилей;
  • очистка крыльца от ледяных наслоений;
  • обработка пешеходных дорожек песком и иными противоскользящими средствами.

В теплое время года должны проводиться следующие мероприятия:

  • уборка листвы, сломанных насаждений;
  • посадка растений в клумбы, уход за ними, полив и иные мероприятия по озеленению местности;
  • ремонт детских площадок, в том числе покраска и устранение дефектов;
  • уборка мусора на придомовой территории;
  • обрезка кустарников.

Также в ведение управляющей компании входит обустройство мест для сбора мусора и своевременный вывоз отходов.

Разрешенные и запрещенные действия в пределах придомовой территории

Использовать придомовую территорию жильцы могут по своему усмотрению. Однако они должны соблюдать при этом определенные нормы, поскольку эксплуатация этого участка должна вестись строго в интересах жильцов.

На придомовой территории по решению жильцов можно обустроить следующие объекты:

  • детские и спортивные площадки;
  • зоны отдыха и пешеходные дорожки;
  • отдельные места для выгула собак;
  • парковочные места;
  • зону зеленых насаждений. Она может использоваться не только для высадки декоративных растений, но и для посадки овощей;
  • забор, ограждающий границы участка;
  • прочие объекты, которые будут служить обеспечению комфорта жильцов.

Также придомовая территория может быть использована в целях получения выгоды. При этом использовать вырученные средства можно на компенсацию платежей за капитальный ремонт или иные цели, связанные с благоустройством дома и участка.

Стоит отметить, что управляющая компания не вправе без согласования с жильцами использовать объекты, расположенные на придомовой территории и сам земельный участок в коммерческих целях, особенно если средства идут не для обеспечения комфорта жильцов, а для увеличения прибыли компании.

Подобные ситуации, к примеру, обустройство платных парковок на придомовой территории достаточно распространены и неправомерны.

Если собственникам недостаточно имеющегося у них участка, они вправе взять в аренду или выкупить землю по соседству. Подобная ситуация возможна, если это позволяют условия.

При использовании придомовой территории важно соблюдать следующие запреты:

  • запрещено нарушать санитарные нормы. Так, зона, прилегающая к дому, должна содержаться в чистоте;
  • запрещено проводить работы и возводить строения, назначение которых не связано с обеспечением комфортного проживания жильцов. К этой категории относятся, к примеру, платные парковки, самовольно учрежденные управляющими компаниями;
  • запрещено устанавливать заборы, высота которых составляет более 60 сантиметров без предварительного согласования с администрацией населенного пункта;
  • нельзя блокировать доступ к инженерным коммуникациям;
  • запрещено оставлять транспортные средства с не заглушенным двигателем, за исключением случаев необходимости посадки и высадки пассажиров;
  • запрещена парковка автомобилей в непредназначенных для этого местах. К примеру, на пешеходных зонах, газонах;
  • нельзя блокировать доступы к подъездам;
  • нельзя оставлять контейнеры для мусора в неспециально отведенных для этого местах.

Собственники объектов недвижимости в доме должны знать границы своего участка, поскольку обустройство строений вне его пределов расценивается законодательством, как самовольный захват земли. За это предусмотрена ответственность в рамках КоАП РФ.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Источник: http://dgkh.ru/art/pridomovaya-territoriya/obslujivanie-pridomovoy-territorii.html

Прилегающая территория МКД. Кто в ответе за её содержание

Содержание прилегающей территории

О благоустройстве и содержании земельного участка под МКД ( ЗУ ) я уже немного писал ранее..

Сегодня, обратим взор на содержание прилегающих к нему территорий.

Ведь МКД это не островок в океане или оазис в пустыне. Это часть комплекса сооружений, возводимых по генплану, согласно законам градостроительства.

Подчинен он, также и требованиям различных инженерных систем, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения и пр..

И тут как не крути, за состоянием прилегающих территорий необходимо обязательно приглядывать..

Иначе чужое самодурство и(или) халатность, своими последствия “накроет” и ваше жилище.

ИТАК,

Тема это мутноватая или выражаясь дипломатическим языком, многогранная.

До 2004г. норм регулирующих порядок содержание ЗУ, право собственности на ЗУ под МКД не существовало, практически вообще (собственность, за редким исключением была муниципальная – госсобственность).

Соответственно все зависло от творчества товарищей (пользователей) на местах, и их отношением к состоянию прилегающих к ЗУ территорий. Согласно правилам благоустройства, котрые обозначали границы, зоны, расстояния от и до..

То есть, пользуетесь (арендуете) чужим имуществом, значит надо как-то компенсировать, не платите, так ремонт делайте..

После того как ЖК РФ, выдали путёвку “в жизнь”, приняли новый земельный кодекс, то есть права собственности за конкретными лицами юридически закрепили.

И после этого, вопрос содержания прилегающих территорий становиться камнем преткновения.

Судебная практика стала суетиться и расходиться в своих решениях. Выдавала противоречивые постановления.

Одни судьи следовали традициям “предков” и говорили, это Ваша прилегающая, – Вы её и содержите.

Другие, настроенные к вдумчивому подходу, говорили, а почему ОМСУ(администрация МО) обязывает лиц которые не являются владельцами (собственниками) ЗУ, его содержать!?

Таких обязанностей на них, ни федеральное, ни местное законодательство не возлагает.

И стали появляться определения, даже на уровне ВС РФ, отменяющие правила благоустройства, того или иного города.

Суды указывали, что только федеральный закон имеет полномочия, установить такие обязанности за жильцам МКД.

И фактическое оформления пользования (обязанностей содержания) стало гордиевым узлом.

В 2017 году его попытались разрубить, внеся изменения (дополнения) в градостроительный кодекс, закон о местном самоуправлении.

Минстрой утвердил примерные правила благоустройства территории. Которые стали смотреть более “проницательно”, на вопрос содержания прилегающих территорий.

Вот цитата из Градостроительного кодекса:

Обратим внимание, обязано принимать участие – не содержать !

И вот в чем разница. Обязанность содержать, это вещь всеобъемлющая, то есть несет прямую ответственность за не надлежащие содержание ЗУ и любых объектов на его территории.

А участие это может быть, только определенные виды работ, которые определяются правилами благоустройства конкретного МО.

НО обратим внимание на ( ) в этом пункте, которые отвечают за исключения.. и говорят, что если ЗУ не образован, то и обязанности участвовать тоже нет.

Ведь если формально ЗУ нет, то и “прилагать” к нему что-либо тоже не выйдет.

Если ЗУ образован по границам МКД, то есть по отмосткам, то и в этом случае речи об какой-то прилегающей территории и быть не может. Так как участка нет.

И выходит, что говорить о наличии прилегающих территорий, можно только в случае если участок превышает границы дома (отмостки).

И только в этом случае, можно поучаствовать в содержании прилегающих территорий.

Аналогичную норму содержит ФЗ 131 от 06.10.2003

Обращаем внимание в п. 2 на “могут, не обязаны !

А рассматривая пп. 13 можем необходимо обратить внимание, что участие само по себе – означает определённые усилия и затраты.

И если муниципалитет в правилах благоустройства, к примеру указал, что участие означает – вырубку деревьев, уборку от снега, территорию в 10-20м2…

Это его право и действительно федеральное законодательство такие нормы содержит.

НО, есть один или точнее два момента.

1) В самом федеральном законодательстве следующие имеются расхождения:

  • п.9 ст. 55.25 Грк мы видим – “лицо ответственное за эксплуатацию..“А наравне с собственником отвечают и Управляющие компании, ТСЖ/ЖСК. .согласно договорам управления. И получается, что обязанность по содержанию лежит на УК/ТСЖ/ЖСК.
  • а в ст.45.1 ФЗ-131 – мы видим – собственников и (или) иных законных владельцев.. То есть об УК/ТСЖ/ЖСК речи нет.

Так как правильно!

Разумнее, учитывая специальность ФЗ-131 (приоритет, иерархия права) сделать вывод, что все таки обязанность это именно собственников, а ни как не УК/ТСЖ/ЖСК.

И вот почему. Любое участие означает расходы, тем более финансовые. А где их взять (источник).

Ведь ни в минимальном перечне работ и услуг на содержание имущества МКД, в иных нормах, расходы на содержание прилегающих территорий отсутствуют.

Нет таких работ. И это однозначно означает, что УК/ТСЖ/ЖСК расходовать средства собственников на эти работы права не имеют.

На это нужно решение самих собственников.

То есть, если УК/ТСЖ/ЖСК решили соблюдать правила благоустройства МО им необходимо провести собрание, и получить протокол с источником финансирования (допработы).

Поэтому при спорах с администраций МО, привлечению к административной ответственности (ненадлежащее содержание…).

Первым делом надо понимать, что для УК это не относиться к нарушению лицензионных требований, а для ТСЖ/ЖСК к вопросам связанным с содержанием общего имущества.

То есть речь может идти, только об нарушении правил благоустройства (в каждом регионе свой размер штрафа).

Второе, если УК/ТСЖ/ЖСК все таки привлекли к ответу, то необходимо предоставить решения собрания с отказом собственников выполнять эти работы. И указать судье, что Вы не оспариваете право муниципалитета устанавливать правила благоустройства, но так как УК/ТСЖ/ЖСК работают только в рамках договора управления и решений принятых собственниками.

А раз речь не идет об содержании (это обязанность), а об участии. Которое конечно необходимо, но на это обязательно нужна зафиксированная воля (средства) собственников.

Значит действия УК/ТСЖ/ЖСК – основаны на законе.

Иначе это самоуправство и растрата средств собственников на содержание не принадлежащего им имущества (прилегаемые территории). Даже если на эти работы, есть отсылки в федеральных законах.

И получается привлекать можно только собственников. Но КоАП РФ, возможности привлекать (нести ответственность) коллективно не содержит.

Вот и все.

Спасибо за внимание.

Если было интересно, поддержите пожалуйста

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhkkh/prilegaiuscaia-territoriia-mkd-kto-v-otvete-za-ee-soderjanie-5eec761fec8d8d74a1311a23

Глава 15. Порядок уборки и содержания территорий | ГАРАНТ

Содержание прилегающей территории

Глава 15. Порядок уборки и содержания территорий

15.1. Предприятия, учреждения, организации, а также собственники индивидуальных жилых домов обязаны убирать прилегающие территории по периметру от ограждения до проезжей части улицы, переулка, проезда. При односторонней застройке – в пределах проезжей части дороги.

Юридические лица производят систематическую уборку (ручную, механическую) жилых, административных, промышленных, торговых (магазины, киоски, ларьки, палатки) зданий, дворовых территорий и прилегающих к ним закрепленных территорий по периметру до проезжей части, а также скверов, садов, парков и площадей со своевременным вывозом мусора, а в зимнее время – снега в специально отведенные места.

Прилегающая территория определяется по всему периметру ограждения, отведенного участка до осевой линии проезжей части, в пределах до 50м и более.

Во избежание наложения зон санитарной ответственности администрация городского (сельского) поселения может установить зоны санитарной ответственности с учетом особенности сложившейся застройки.

Дворовые территории должны содержаться в чистоте. Уборка и очистка дворов производится ежедневно в утренние часы. Запрещается хранить мусор на территории двора более трех суток.

15.2. Вывоз твердых бытовых отходов производится специализированными предприятиями по планово-регулярной системе на договорной основе с соответствующими юридическими и физическими лицами. При этом заключение договора для всех юридических и физических лиц является обязательным.

15.3. Вывоз жидких нечистот производится специализированными предприятиями на договорной основе в течение трех дней с момента оформления заявки.

15.4. Железнодорожные пути, полосы отчуждения, откосы, насыпи, переезды, перроны вокзалов, остановочные платформы убираются силами и средствами железнодорожных предприятий, эксплуатирующих данные сооружения. Полоса отчуждения железных дорог составляет 10 м в каждую сторону от железнодорожного полотна.

15.5.

Уборка и очистка канав, кюветов, труб и дренажей, предназначенных для отвода поверхностных или грунтовых вод с улиц, дворов, тротуаров, а также дождеприемных колодцев, производится предприятиями, эксплуатирующими дороги. кюветов, водопропускных труб, расположенных вдоль частных домовладений, возлагается на владельцев жилья. Ведомственные сооружения обслуживаются соответствующими ведомствами.

15.6. Владельцы подземных коммуникаций и сооружений обязаны содержать люки (крышки) колодцев, дождеприемных решеток на уровне дорожных покрытий.

При отклонении крышки люка относительно уровня покрытия больше 2 см и решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3 см владельцы коммуникаций обязаны принимать меры к их устранению в течение двух суток.

Если же эти отклонения произошли в результате производства работ в зоне инженерных коммуникаций другими юридическими или физическими лицами, то приведение этих отклонений до требования СНиПа производится за счет этих лиц.

Наличие открытых люков не допускается.

15.7. Ремонт остановочных павильонов городского транспорта, а также их уборка в радиусе 10 метров осуществляется теми организациями, за которыми они закреплены.

15.8. Подвижной состав городского (районного) пассажирского транспорта выпускается на улицы города (района) в чистом и технически исправном состоянии.

15.9. Строительные и другие организации при производстве строительных, ремонтно-строительных и восстановительных работ обязаны убирать на прилегающих к строительным площадкам территориях остатки строительных материалов в однодневный срок после полного их окончания, грунт и строительный мусор – ежедневно.

15.10. В целях предотвращения засорения улиц, площадей и других общественных мест, юридическими и физическими лицами, производится установка урн на прилегающих к предприятиям, организациям территориях.

Установка урн осуществляется с интервалом не более 50 м.

Кроме того, урны устанавливаются предприятиями, организациями, учреждениями, около зданий, как правило, у входа и выхода; торгующими организациями у входа и выхода из торговых помещений, у палаток, ларьков, павильонов и т.д.

Урны должны содержаться в исправном состоянии, в соответствии с санитарными нормами и регулярно очищаться от мусора лицами ответственными за их установку.

15.11. Зимняя уборка

15.11.1. В период с 15 ноября по 15 апреля устанавливается зимняя уборка, предусматривающая выполнение следующих операций:

сгребание и подметание снега, вывоз снега и льда до начала движения общественного транспорта и по мере необходимости в течение дня.

15.11.2. Уборка снега предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами должна начинаться немедленно с начала снегопада, во избежание наката, продолжаться непрерывно до его окончания. Запрещается загромождение проездов, проходов, укладка снега и льда на газоны.

Очистка крыш от снега и удаление наледей на карнизах и водосточных трубах, должны производиться систематически силами и средствами предприятий, организаций всех форм собственности, собственниками зданий и сооружений с соблюдением мер предосторожности во избежание несчастных случаев с пешеходами и повреждения воздушных сетей, деревьев и другого имущества. Сброшенный с крыш снег должен быть немедленно собран в кучи и вывезен.

15.11.3. В период гололеда посыпка или обработка противогололедными материалами тротуаров, проезжей части улиц, площадей и т.д. производится юридическими и физическими лицами (собственниками) на прилегающей закрепленной территории, обеспечивая их содержание в безопасном для движения состоянии.

15.11.4. Во избежание наката на дорогах уборка снега должна производиться своевременно, то есть с началом снегопада, и продолжаться непрерывно до его окончания.

В первую очередь убираются наиболее опасные участки (подъемы, спуски, мосты, перекрестки, подходы к остановкам общественного транспорта):

– обрабатываются тротуары вблизи остановок общественного транспорта, участки с уклонами и скатами;

– места большого скопления людей, дворовые дорожки, ступени и площадки наружных лестниц.

Весной и в периоды таяния снега помимо обычных уборочных работ расчищают канавы для стока талых вод к люкам, приемникам колодцев ливневой сети. При этом применяются все меры по исключению фактов попаданий ливневых и талых вод в действующие колодцы связи, водопровода, канализации и тепловые камеры.

15.11.5. Работа по очистке дорог от наледи, образовавшейся в результате течи водопроводных и канализационных сетей, производится их владельцем в течение двух дней.

15.12. Летняя уборка

15.12.1. В период с 15 апреля до 15 ноября устанавливается летняя уборка, предусматривающая выполнение следующих видов работ:

подметание уборка, мойка дорожных покрытий, тротуаров, площадей, зеленых насаждений и газонов производится систематически на всей территории городского округа в плановом порядке специализированной организацией коммунального хозяйства и предприятиями, за кем они закреплены в зависимости от погодных условий.

15.12.2. Механизированное подметание проезжей части улиц и площадей производится с предварительным увлажнением с 6 часов утра и в течение дня повторно по мере необходимости, за исключением часов пик.

15.12.3. Запрещаются в данный период сжигание листвы, полимерной тары, пленки и т.д. на убираемых территориях, производство механизированной уборки без увлажнения.

15.12.4. По постановлению главы администрации городского (сельского) поселения в данный период проводятся общественные санитарные дни, экологические месячники и субботники по очистке территорий.

15.12.5. Систематически проводится борьба с сорной растительностью, особенно с растениями, которые вызывают аллергические реакции у населения (амброзия, цикламена и пр.).

15.13. придомовых территорий

15.13.1. Придомовые территории должны содержаться в чистоте, уборка и очистка дворов производится ежедневно в утреннее время, начиная с 6 часов. Запрещается хранить мусор на территории двора более трех суток в зимнее время и более суток – в летнее время. Во время уборки территории должны быть очищены урны от мусора, по мере необходимости промыты указатели и домровые знаки.

15.13.2. Бытовой мусор и пищевые отходы должны собираться в мусоросборники и контейнеры. Жидкие нечистоты неканализованных домовладений собираются в водонепроницаемых выгребных ямах с люками, устроенных таким образом, чтобы в них не проникали ливневые воды.

15.12.3. Площадки под мусоросборники и контейнеры для бытового мусора и пищевых отходов устанавливаются на твердом покрытии (асфальтобетонном или бетонном) не менее 3х3м и ограждаются. В теплый период года контейнеры и контейнерные площадки подлежат дезинфекции. Подъезды к площадкам должны обеспечивать свободный проезд и разворот спецмашин.

15.13.4. За благоустройство площадок и подъездов к ним, исправность мусоросборников, выгребов, освещение во дворах несет ответственность МУП “Белорецкий производственный трест жилищного хозяйства”, жилищно-эксплуатационные участки и другие их владельцы.

15.13.5. Запрещается ремонт транспортных средств в жилой зоне, длительная стоянка автотранспорта на проезжей части улиц и внутриквартальных территорий в не специально выделенных для этих целей местах.

15.14. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов и жидких нечистот

15.14.1. Все организации, предприятия независимо от форм собственности, собственники индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры со специализированной службой на вывоз и размещение бытовых отходов и своевременно оплачивать фактически оказанные услуги.

15.14.2. Вывоз отходов на полигон твердых бытовых отходов (ТБО) осуществляется специализированным транспортом. Предприятия, организации, частные лица в случае вывоза ТБО собственным автотранспортом обязаны заключить договор на прием и размещение отходов на городской полигон ТБО.

15.14.3. На территориях домовладений, объектов культурно-бытового, производственного и другого назначения, для размещения контейнеров должны выделяться специальные площадки, которые должны быть заасфальтированы, освещены, иметь устройство для стока воды, удобны для проезда транспорта и подхода жителей.

Размещение мест сбора, хранения отходов, установка площадок для контейнеров определяются органами архитектуры и градостроительства. Расстояние от площадок до жилых домов, детских спортивных и игровых площадок, мест отдыха должно быть не менее 20м.

, расстояние от площадки до наиболее удаленного входа в здание не более 100м.

Металлические сборники отходов (контейнеры) в летнее время должны промываться не реже одного раза в месяц.

При хранении отходов в контейнерах должна быть исключена возможность загнивания и разложения отходов.

Руководителям жилищных предприятий, специализированной службы по сбору ТБО предусмотреть организацию раздельного сбора бытовых отходов.

15.14.4.Запрещается сжигание мусора в контейнерах и урнах, сжигание опавших листьев, переполнение контейнеров, сборников бытовыми отходами и загрязнение территорий.

15.14.5. Специализированное предприятие по вывозу твердых бытовых отходов обязано:

– своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз бытовых отходов и хозяйственно-фекальных стоков;

– составлять на каждую специализированную машину маршрутные графики со схемой движения и указанием времени;

– обеспечить обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков.

Прием, размещение ТБО на полигонах (свалках), их сортировка и переработка должны соответствовать требованиям санитарных правил устройства и содержания полигонов твердых бытовых отходов.

15.15. Порядок содержания зеленых насаждений

15.15.1. Все зеленые насаждения в пределах границ земельного отвода составляют неприкосновенный фонд городского поселения город Белорецк и сельских поселений с. Ломовка и с. Железнодорожный МР Белорецкий район Республики Башкортостан.

15.15.2.

Текущее содержание парков, скверов, бульваров и других объектов зеленого хозяйства возлагается на предприятия, имеющие лицензию, на договорной основе; текущее содержание тротуарных газонов на отведенных земельных участках возлагается на руководителей предприятий, организаций, всех форм собственности, владельцев индивидуальных домов городского поселения город Белорецк и сельских поселений с. Ломовка и с. Железнодорожный МР Белорецкий район Республики Башкортостан.

15.15.3. Посев газонов, посадка цветочной рассады, стрижка газонов, обработка зеленых насаждений против вредителей, болезней на отведенных земельных участках производятся силами юридических и физических лиц или специализированными предприятиями на договорной основе.

15.15.4. В парках, садах, скверах, аллеях, вдоль улиц по балансовой принадлежности регулярно производится санитарная и формовочная обрезка деревьев и кустарников.

Балансодержателям зеленых насаждений необходимо производить своевременную обрезку ветвей, которые касаются либо находятся в непосредственной близости от токонесущих проводов, заслоняют дорожные знаки, перекрестки, повороты улиц.

15.15.5. Строительство, реконструкция парков, скверов, аллей, выполняются только при наличии проектно-сметной документации, согласованной со службами города.

15.15.6. При производстве строительных работ юридические и физические лица обязаны максимально сохранять зеленые насаждения на участках застройки.

15.15.7. В случае невозможности сохранения зеленых насаждений, снос деревьев и кустарников, их пересадка юридическими, физическими лицами, допускается только при наличии письменного разрешения уполномоченного органа администрации городского округа.

15.15.8. За вынужденный снос зеленых насаждений юридические и физические лица обязаны возместить их восстановительную стоимость путем посадки пяти саженцев, с соблюдением технологии посадки (с комом) за одно снесенное дерево.

15.15.9. Владельцы зеленых насаждений обязаны регулярно производить весь комплекс агротехнических мер ухода за зелеными насаждениями своими силами или силами специализированной службы по договору.

15.15.10 Уборку и санитарное содержание зеленых насаждений дворовых и внутриквартальных территорий обеспечивают предприятия, эксплуатирующие жилищный фонд, а также предприятия, организации, арендаторы, застройщики, владельцы ведомственных зданий, владельцы индивидуальных домов.

Источник: https://base.garant.ru/44218488/f3e743be61d4cc15512dc20a85de5554/

Правовой статус прилегающей территории

Содержание прилегающей территории

       Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

       ЗАО “Тандер” (тот самый “Магнит”) посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст.

210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Максимально коротко: прилегающая территория – собственность муниципалитета, поэтому в силу ст.

210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя.

На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам “зачищать” местные правила по благоустройству от таких норм.

Ссылочки:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/

https://pravo.ru/court_report/view/116543/

       Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали – свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061

       Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

       Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий – это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь).

В меньшей мере это касается городов, в большей – мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

       Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же “Магнит” не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

       Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.

N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
       Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
       К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
       В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно – формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
       Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
       Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
       Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
       Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности – путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
       Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена – это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени – ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
       В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой – продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит – им и останется.

       А вот “Магнитам” в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/08/18/pravovoj_status_prilegayuschej_territorii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.