Социальное жилье для малоимущих

На жилье мое: в России хотят субсидировать аренду квартир малоимущим

Социальное жилье для малоимущих

В России хотят ввести субсидии на аренду жилья для малоимущих. Это предполагает законопроект, разработанный комиссией Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам совместно с экспертами.

Документ (есть у «Известий») направлен заместителю председателя Совета Федерации Галине Кареловой с предложением внести его в Госдуму. Проект также вводит понятие предельно допустимой доли трат на аренду жилья в семейном бюджете.

Тем, кто платит за съем дома или квартиры больше этого показателя, и будет положена субсидия, предполагает документ. На программу потребуется около 400 млрд рублей в год из бюджетов разных уровней, отмечают разработчики.

Помочь нуждающимся

Сегодня в России существует серьезная проблема с обеспечением социальным жильем нуждающихся граждан.

Поскольку люди могут приватизировать такие квартиры, их количество постепенно сокращается, сказала «Известиям» председатель комиссии Общественной палаты России по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева.

При этом в регионах и муниципалитетах недостаточно средств для строительства нового социального жилья, подчеркнула зампред комитета Госдумы по контролю и регламенту Наталья Костенко.

— По договорам социального найма государство передает жилье бесплатно и на неограниченный срок. Приватизировать квартиру могут граждане России, которые никогда ранее не использовали такое право. Для ее получения необходимо встать на учет нуждающихся в жилых помещениях, — рассказала управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

Сегодня в стране есть более ста категорий граждан, которые имеют право на жилищную поддержку, отметила Светлана Разворотнева.

Например, инвалиды, ветераны войн, малоимущие, в семьях которых площадь жилья на каждого человека меньше социальной нормы, добавила она. На одного человека положено 33 кв. м, на двух — 42 кв.

м, а если в квартире проживает не менее трех человек, то на каждого — по 18 кв. м, уточнила Мария Литинецкая.

Поскольку фонд соцжилья ограничен, людям приходится ждать квартиры.

Порой в очередях стоят десятилетиями, указал председатель Российского союза налогоплательщиков, первый зампред комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив ОП РФ Артем Кирьянов.

Самые большие очереди — у выезжающих из районов Крайнего Севера, в некоторых регионах срок ожидания может превышать 70 лет, добавил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Чтобы решить проблемы обеспечения нуждающихся жильем, комиссия Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам совместно с экспертами разработала законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части порядка предоставления помощи в помещениях социального фонда». Проект отправили заместителю председателя Совета Федерации Галине Кареловой «для его рассмотрения и возможности внесения в ГД». С копией документа ознакомились «Известия».

В пресс-службе Совета Федерации сообщили «Известиям», что письмо пока не получено.

Законопроект предполагает появление в России субсидий на аренду жилья для малоимущих, имеющих право на жилищную поддержку.

Их предлагается выплачивать, если расходы на аренду квартиры превышают предельно допустимую долю в семейном бюджете. Арендовать жилье при этом можно в любом доме — необязательно по договорам социального найма.

Для получения субсидий гражданам нужно будет обращаться в региональные службы социальной поддержки, уточнила Светлана Разворотнева.

— Проект вводит и понятие «предельной доли расходов семьи на наем помещения». Предполагается, что она будет дифференцированной — в зависимости от региона и доходов граждан там. Доля должна рассчитываться на основании предельной стоимости найма 1 кв. м, которую устанавливают субъекты, и социальной нормы положенной на человека площади жилья, — рассказала она.

На реализацию такой программы ежегодно потребуется около 400 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов, добавила Светлана Разворотнева.

По ее словам, также законопроект предполагает отказ от множества разновидностей социального жилья. Он вводит единое понятие «социального жилищного фонда», не подлежащего приватизации.

Квартиры должны предоставляться по договору найма всем категориям граждан, состоящим на жилищном учете по средней цене, установленной субъектом.

Формироваться фонд может за счет аренды или покупки жилья в многоквартирных и частных домах.

Заслуживает внимания

Идея стимуляции рынка арендного жилья — и коммерческого, и социальной направленности — заслуживает внимания, считает член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Илья Осипов.

— Муниципалитетам стоит дать право решать, по какому принципу выдавать льготы. По уровню дохода для нуждающихся граждан или, например, нужным в регионе специалистам — врачам, преподавателям, — сказал парламентарий.

Создание социального жилищного фонда, не подлежащего приватизации, тоже правильное направление, поскольку сейчас действительно существует его дефицит, высказал мнение Илья Осипов.

— В озвученных идеях есть положительные моменты, однако мы сможем дать полную оценку законопроекта только после того, как получим его текст на рассмотрение, — подчеркнула глава профильного комитета Госдумы Галина Хованская.

Принятие документа позволит малоимущим гражданам самостоятельно снимать квартиры в обычных домах. Субсидия частично покроет стоимость аренды и коммунальных услуг, предполагает директор Института развития правового общества Дарья Гладыш. Поэтому проект полезен и нужен, добавила она.

Общественная палата правильно обозначила проблему, но выводы оказались избыточно реформаторскими. Вместо множества категорий очередников предлагается создать одну большую очередь нуждающихся граждан.

Никакого практического смысла в этом нет, считает Павел Склянчук.

Вместо субсидирования аренды эффективнее было бы направлять бюджетные средства на создание маневренного жилищного фонда, которого сегодня в муниципалитетах катастрофически не хватает, добавил он.

Источник: https://iz.ru/1071713/mariia-perevoshchikova/na-zhile-moe-v-rossii-khotiat-subsidirovat-arendu-kvartir-maloimushchim

Жильё малоимущим семьям в 2020 году

Социальное жилье для малоимущих

17.05.2020

Одним из направлений поддержки малоимущих семей является предоставление жилья на различных льготных основаниях. Государство в целом и регионы в частности разрабатывают различные программы, чтобы помочь таким российским семьям.

Как получить статус малоимущих для получения жилья

Малоимущая семья – это официальный статус, который присваивается тем семьям, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум по данному региону.

Для получения этого статуса нужно обратиться в отдел социальной защиты по месту постоянной регистрации семьи и подтвердить свои доходы.

Для подтверждения необходимо принести все документы и справки, которые подтверждают величину доходов в семье в совокупности.

При этом не имеет значения, кто получает эти доходы – супруг / супруга или дети. Имеет значение весь совокупный доход отдельно взятой семьи.

Чтобы семья получила такой статус, необходимо выполнение всего двух условий:

  • получаемый на семью доход невелик по различным причинам;
  • все члены семьи проживают вместе по одному адресу.

Первое условие выполнимо в том случае, если:

  • работают оба супруга;
  • второй супруг не работает по уважительной причине. Например, это мама, которая находится в отпуске по уходу за ребёнком;
  • учитывать нужно любой доход – от стипендии ребёнка – студента, до алиментов на ребёнка от бывшего мужа.

Если трудоспособный член семьи не работает без уважительной причины или ведёт асоциальный образ жизни, то получить такой статус не получится.

Как уже упоминалось, для сравнения берётся величина прожиточного минимума. В каждом регионе эта величина устанавливается на уровне местных властей и каждый квартал индексируется. Поэтому подтверждать свой статус приходится каждые 3 месяца.

Для получения соответствующего статуса и, как следствие, различных льгот, субсидий и компенсаций, необходимо:

  • самостоятельно подсчитать весь общий семейный доход. Учитывать стоит не только выплаты по основному месту работы, но и другие денежные поступления. Например, дивиденды от акций, размещённых в различных компаниях;
  • теперь нужно подсчитать, сколько членов одной семьи проживает по конкретному адресу. Учитывать стоит лишь супругов и их ближайших кровных родственников. Если в семье проживает старенькая бабушка, то её пенсию необходимо учитывать в совокупности;
  • теперь нужно высчитать среднедушевой доход на каждого члена семьи. Для того чтобы идти подавать документы на получение статуса, необходимо узнать эту величину за последние 3 месяца.

Очередь на жилье малоимущим

В каждом муниципальном образовании существует очередь на жильё. Очередь пополняется даже в том случае, если муниципальное жильё в этой административной единице не строится, и его нет в наличии.

Чтобы встать на очередь, необходимо:

  • получить статус малоимущей семьи. Для этого нужно подать документы в отдел социальной защиты. Никакого специального свидетельства (как, например, при получении статуса многодетной семьи) семья не получает. При этом сведения в единой базе данных по муниципалитету отражаются;
  • посетить администрацию или управу и записаться на приём в жилищный отдел. В небольших городах, сёлах или посёлках, очередью на жильё также занимается отдел социальной защиты или управляющий орган ЖКХ;
  • представить документы, которые подтверждают тот факт, что семья является малоимущей. Сведения есть в базе данных, но лишнее подтверждение не помешает. Поэтому документы о доходах должны быть при себе;
  • написать соответствующее заявление на улучшение жилищных условий;
  • дождаться решения комиссии по приёму данной семьи на учёт;
  • получить свой порядковый номер и жать получения жилья.

Зачастую, с момента постановки на очередь и до момента получения жилья проходит несколько лет. Причина в том, что строительством новых многоквартирных домов занимаются частные застройщики, а им крайне невыгодно отдавать несколько квартир на нужды муниципального образования.

А если муниципальное жильё есть в старом жилом фонде, то оно либо занято, либо находится в аварийном состоянии. Поэтому очередь практически не двигается.

Поэтому государство и регионы разрабатывают специальные программы по предоставлению жилья малоимущим семьям на льготной основе. Как правило, выдаётся денежная субсидия, которая имеет исключительно целевую направленность – покупка жилья. Субсидия предоставляется на безвозмездной основе. Она может составлять до 50% от стоимости жилья в данном муниципальном образовании.

Получение жилья малоимущим

Чтобы получить жильё по договору социального найма, мало быть малоимущим, ещё нужно получить статус «нуждающегося в улучшении жилищных условий».

Для этого необходимо выполнение следующих условий:

  • у семьи нет возможности самостоятельно приобрести жильё по рыночным ценам. То есть семья – малоимущая;
  • размер жилья на одного члена семьи не соответствует установленным нормативам. Например, в Москве – это 10 кв. м на одного члена семьи. Если семья из 6 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м., то на одного члена семьи приходится менее 10 кв. м;
  • жильё признано аварийным. Здесь можно пойти двумя путями:
    • получить статус нуждающихся и встать на очередь;
    • стать участником программы расселения аварийного жилья. Как правило, эти две программы действуют параллельно.

Субсидия на жилье малоимущим

Так как частные застройщики всё меньше строят муниципального жилья, то государство разработало программу по предоставлению малоимущим семьям субсидий. Чтобы получить такую помощь, необходимо получить статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий». В ст. 51 ЖК РФ сказано, что получить его могут семьи, которые:

  • не имеют собственного жилья (ни один из членов семьи не является собственником или нанимателем жилья). Это означает, что в базе данных Росреестра нет свидетельства о собственности или договора социального найма;
  • семья проживает в жилище, которое было признано уполномоченной комиссией как аварийное жильё. То есть оно в ближайшее время должно быть расселено, а, впоследствии, снесено;
  • в одной семье есть тяжело больной человек, которому, согласно нормам Минздрава, должно быть выделено отдельное жилое помещение;
  • в одном изолированном жилом помещении проживают несколько семей. То есть имеет место быть коммунальная квартира, а они запрещены законом;
  • жильё, взятое в найм по соответствующему договору, или собственное жилье не отвечает нормам на 1 человека.

Если присутствуют эти факторы, то семью должны поставить на учёт. Если у властей есть возможность, они должны предоставить семье муниципальное жильё, которое должно соответствовать всем нормам жилого помещения, в том числе и по квадратным метрам на одного человека. Если нет возможности выделения жилья из муниципального фонда, то государство должно выделить семье субсидию.

Для получения выплаты необходимо:

  • встать на учёт, написав соответствующее заявление и предъявив все необходимые документы;
  • дождаться положительного решения комиссии о признании статуса семьи;
  • теперь нужно встать на очередь, поучив свой «номерок»;
  • теперь нужно подавать документы на получение субсидии. Нужно подготовить:
    • паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
    • если в семье есть дети, которым нет 14 лет, то необходимы их свидетельства о рождении;
    • справка о составе семьи;
    • документ, подтверждающий наличие брачных уз;
    • документ из БТИ;
    • дополнительные документы, которые подтверждают право семьи на дополнительное льготное обеспечение. Это может быть пенсионное удостоверение, свидетельство о многодетности и прочее.

Когда уполномоченная комиссия примет положительное решение о выделении субсидии конкретной семье, нужно будет предпринять следующие шаги:

  • специально открыть банковский счёт или дать реквизиты уже открытого ранее счёта. Важно! Никто не даст семье деньги наличными, они будут перечислены на специальный счёт;
  • теперь нужно заняться подбором жилья. Оно должно быть эконом класса и отвечать всем требованиям. Для подбора нужно обратиться в агентство недвижимости и вместе с ними подобрать хороший вариант. Есть такие агентства, которые работают с различными программами господдержки;
  • после того как жильё будет выбрано, его необходимо зарегистрировать по всем правилам, включая подписание договора купли-продажи;
  • затем этот договор нужно передать в банк для того чтобы со счёта продавца была списана определённая сумма;
  • подписание акта приёмки – передачи;
  • нужно обязательно взять с продавца расписку о том, что деньги им получены;
  • теперь необходимо зарегистрировать право.

Рекомендуется работать вместе с опытным юристом. Он подскажет и поможет правильно провести сделку. Когда право будет зарегистрировано, необходимо самостоятельно обратиться в жилищный отдел и снять семью с очереди.

После того как семья получит сертификат на выделение субсидии, она должна воспользоваться им в течение одного года. Если этого не сделать, он будет аннулирован.

Предоставление жилья малоимущим многодетным семьям

Многодетная семья – это семья, в которой воспитываются 3 и более несовершеннолетних детей. Это дополнительное условие «льготности» при постановке на учёт для получения жилья.

Порядок постановки на учёт и выделения жилья или субсидии точно такой же, как и при отсутствии фактора многодетности.

Документы на жилье малоимущим

Чтобы встать на очередь на жильё и получить его, необходимо не только подтвердить статус малоимущей семьи, но и статус семьи, которая нуждается в улучшении жилищных условий.

Для получения статуса малоимущих нужно принести в жилищный отдел следующие документы:

  • справку о составе семьи. Если документы подаются через МФЦ, то эта справка оформляется сразу же на месте;
  • документы, подтверждающие доходы. К таковым могут быть отнесены:
    • справка о доходах по форме 2НДЛФ;
    • справка о размере получаемой пенсии;
    • справка о размере получаемой стипендии;
    • справка о размере получаемых алиментов;
    • справка о размере получаемых пособий;
    • декларация по форме 3НДЛФ, если один из членов семьи занимается предпринимательской деятельностью;
    • справка о получаемых дивидендах от размещённых в различных компаниях акций;
    • иные документы, которые могут подтвердить тот или иной вид дохода в данной семье;
  • паспорта всех членов семьи, которым уже исполнилось 14 лет;
  • свидетельства о рождении детей, которым ещё не исполнилось 14 лет;
  • свидетельство о заключении или прекращении брака либо судебных решений о прекращении брака;
  • трудовые книжки всех трудоспособных членов семьи или справки из Центра занятости населения, если кто-то из них имеет официальный статус безработного;
  • документ о подтверждении права владения или права на проживание в данном жилище;
  • выписки из ЕГРП в отношении каждого из членов семьи о составе и стоимости налогооблагаемого имущества. Получить эту справку можно в местном отделении Росреестра или распечатать с сайта Госуслуги;
  • если кто-то из членов семьи имеет инвалидность, то необходимо представить справку МСЭ;
  • копию начальной страницы сберегательной книжки или лицевой стороны банковской карточки, на которую будет приходить материальная помощь.

Для постановки на учёт в качестве нуждающихся нужны следующие бумаги:

  • справки из кадастровой, регистрационной палаты, БТИ, которые подтверждают, что у семьи нет собственного или муниципального жилья. Ели же такое жильё имеется, то нужны справки о том, что семья «не помещается» на такой площади;
  • если жильё признано аварийным, то решение специальной комиссии;
  • справка о составе семьи, то есть обо всех, кто имеет постоянную регистрацию на данной жилплощади;
  • если в семье есть официально безработные, то справку из Центра занятости;
  • если дети – школьники или студенты, то справки с места учёбы;
  • если семья живет в общежитие или коммунальной квартире, дополнительно на каждого человека предъявляется санитарный паспорт.

Государственные программы по жилью для малоимущих

В каждом регионе есть свои программы по предоставлению жилья малообеспеченным и малоимущим семьям на льготных условиях. Для получения более точной информации нужно обращаться в отдел социальной защиты.

Источник: https://trudinspection.ru/alone-article/maloimuschaya-semya/zhilyo-maloimuschim-semyam/

Что такое социальное жилье и для кого оно?

Социальное жилье для малоимущих

Africa Studio/Fotolia

Для начала разберемся с терминологией. Все жилье в России делится на четыре категории: специализированное, приватизированное, частное и социальное.

В разных странах слова «социальное жилье» подразумевают множество форм пользования недвижимостью без получения ее в собственность. Владельцами (управленцами) такого жилья будут не наниматели, а организации (государственные, муниципальные, некоммерческие). Проживающий в квартире или доме человек не является собственником, а значит, не может подарить или завещать такую недвижимость.

Как выкупить комнату у муниципалитета?

Можно ли приватизировать комнату в общежитии?

Таким образом, социальное жилье – это такая недвижимость, право собственности на которую остается у государства, муниципалитета или некоммерческой организации, а не у физического лица.

«Все права нанимателя социального жилья прописаны в ст. 67 Жилищного кодекса РФ.

Он, в частности, имеет право делать ремонт и перепланировку в квартире, прописать в ней своих родственников, поменять квартиру на другое жилье или сдать ее в поднаем, – рассказывает председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.

– По сути, договор социальной аренды можно считать бессрочным, поскольку даже в случае смерти нанимателя его семья имеет право проживать в квартире и дальше. Главное вовремя оплачивать квартплату и предоставленные услуги».

Трудности перевода

Перевести такую квартиру в частную собственность можно – это называется приватизацией, но она означает и увеличение затрат на обслуживание недвижимости. «Закон позволяет оформить социальное жилье в собственность, если оно не аварийное, если находится в составе муниципального или государственного жилищного фонда или принадлежит предприятию на праве оперативного управления.

На приватизацию должны дать согласие все лица старше 14 лет, проживающие в квартире (обратите внимание, старше 14, а не 18 лет!). Если кто-то против, отказ должен быть оформлен нотариально. В целом, процедура приватизации муниципального жилья до сих пор бесплатна, хотя и связана с определенной бумажной волокитой.

А вот после оформления жилья в собственность владелец должен быть готов нести уже другие затраты по его эксплуатации: имеются в виду налог на недвижимость, существенно более высокая оплата коммунальных услуг (в частности, надо иметь в виду расценки за капремонт и содержание жилья).

Однако и преимущества приватизации очевидны, одно из главных — право полностью распоряжаться имуществом (продавать, дарить, завещать, оформить в залог при получении кредитов и прочее)», — поясняет Ирина Доброхотова.

Могу ли я приватизировать муниципальное жилье 1947 года?

Как приватизировать жилье, если бывший муж живет не в России?

Круг претендентов

Получение социального жилья — история крайне непростая и нетривиальная. Есть список требований к гражданам, которые вправе претендовать на улучшение своего положения. Критерии таковы.

  1. Если в данный момент на каждого члена семьи приходится меньше 10 кв. метров жилья, то семья имеет право встать в очередь. При этом неважно, в собственности ли квартира или это социальное жилье.
  2. Недвижимость, в которой проживает семья, находится в аварийном состоянии, то есть не соответствует базовым требованиям к безопасности. Например, это может быть в том случае, когда сроки эксплуатации дома превышены и дом должен быть расселен.
  3. У претендента и членов его семьи нет в собственности никакой недвижимости. При этом они должны являться гражданами РФ. Как правило, гражданство должно быть получено не менее 5–10 лет назад (данные различаются от региона к региону).
  4. В одной квартире проживает семья, один из членов которой имеет заболевание, угрожающее жизни и здоровью остальных членов семьи, делая сосуществование невозможным. (Этот пункт самый сложный, так как для подтверждения факта угрозы потребуются медицинские освидетельствования и так далее. Как правило, к такого рода заболеваниям относятся тяжелые психиатрические патологии.)

Что значит статус «малоимущего гражданина»?

Фактически статус малоимущего определяется по уровню дохода. Но в контексте жилплощади речь не идет о банальном улучшении условий проживания — речь об условиях, которые не соответствуют некоторому необходимому минимуму (например, наличие хоть какого-то жилья).

Если официальный уровень дохода у человека (или семьи) не минимален, то квартирный вопрос придется решать самостоятельно.

При этом засчитывается доход всех ближайших родственников, даже если вы не проживаете с ними (родители-дети-мужья-жены).

Например, если родители-пенсионеры хотят подать заявку на улучшение жилищных условий, а их совершеннолетний ребенок, прописанный с ними, официально имеет высокий доход, то расчет будет делаться на основе всех этих сумм.

Еще один важный момент: муниципального жилья строится мало, его не хватает, и в результате образуются те самые «очереди», стоять в которых приходится годами (в худшем случае — десятилетиями). За годы состав семьи и ее статус может измениться так, что претендент потеряет право на социальное жилье.

Какие риски при обмене приватизированной квартиры на муниципальную?

Аренда жилья с последующим выкупом

В доме, который построил джек

Для того чтобы стать в очередь на социальное жилье, нужно получить официальный статус малоимущего гражданина (или малоимущей семьи).

Звучит крайне непривлекательно, но с деликатными определениями у нас в целом беда. Документ, который подтверждает основания на пользования социальным жильем, называется «справка о нуждаемости».

Оформить ее можно в МФЦ или органах местного самоуправления, для этого потребуются следующие документы:

  • паспорта всех членов семьи и свидетельства о рождении несовершеннолетних (если у них еще нет паспорта);
  • ИНН всех членов семьи (если номер до сих пор не присвоен по какой-либо причине, его надо получить);
  • документы, подтверждающие семейный статус (свидетельство о браке или о его расторжении);
  • документы, подтверждающий социальный статус льготника (свидетельство об инвалидности, удостоверение чернобыльца, свидетельство о статусе участника во ВОВ, удостоверение военнослужащего и т. д.);
  • документ, подтверждающий отсутствия в собственности у членов семьи другого жилья; как вариант — документ, подтверждающий, что имеющееся в собственности жилье признано аварийным или непригодным для жизни.

Документы рассматривают в течение 30 дней. После этого заявитель получает решение в письменной форме: поставят его в очередь на муниципальное жилье или нет, и если нет, то по какой причине. Важно получить именно письменный отказ: только так его можно оспорить, в том числе в суде.

Если решение положительное, то заявлению присваивается порядковый номер, и начинается та самая очередь, «стояние» в которой может затянуться на годы. Увы, эти правила действуют даже для тех, кто относится к категории «внеочередников» — их слишком много, и потому они образуют собственную очередь, только более короткую.

Важно помнить, что единых требований к документам по стране нет (также как и на получение субсидии на приобретение жилья), и от региона к региону список документов будет различаться.

Не пропустите:

Как купить квартиру на аукционе?

Что такое доходные дома в современной России?

Какие права у арендатора при аренде с последующим выкупом?

Можно ли арендовать землю, а потом получить ее бесплатно?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/chto_takoe_sotsialnoe_zhile_i_dlya_kogo_ono/6843

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Социальное жилье для малоимущих

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.

Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма 

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.

Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).

А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.

1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.

м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.

и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.

Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.

Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета 

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.

Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.

никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.

неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.

, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.

Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.

(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.

Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.

Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.

6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.

ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Источник: https://www.garant.ru/article/692747/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.