Со скольки лет дети помнят себя

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте – BBC News Русская служба

Со скольки лет дети помнят себя

SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Младенцы впитывают информацию как губка – почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель BBC Future решил выяснить причину этого явления.

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Между прочим, эти люди – ваши родители – потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента – появления на свет – до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие “зарубки в памяти” получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин “младенческая амнезия”, и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Дети впитывают информацию как губка – невероятными темпами, но при этом не могут ясно запомнить то, что с ними происходит

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов – слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как “каг” или “сланс”, – и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

“Все дело в различии между воспоминаниями 'В зоопарке были тигры' и 'В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело'”, – поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван – прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

“В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: 'Зачем это тебе?'”, – рассказывает она.

Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0

Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

“Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните”, – утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

“Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени”, – утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

“Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу”, – поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации – в точности как младенец.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. “У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо”, – говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Свои ранние воспоминания не всегда можно считать точными – иногда они видоизменяются по итогам обсуждения того или иного события

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

“Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем”, – поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, – не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

“Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний”, – рассказывает она.

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

На Лофтес нахлынули “воспоминания”, однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, – труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им “воспоминания”.

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

“Мы говорили участникам исследования: 'Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось'”.

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились “вспомнить” это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Источник: https://www.bbc.com/russian/vert-fut-37037995

Почему важно, с какого возраста вы себя помните?

Со скольки лет дети помнят себя

Почему важно, с какого возраста вы себя помните?


Нормально помнить себя с 3 лет (считается нормой), когда ребенок начинает осознавать свою Личность как отдельную от других и отождествляет свое поведение, согласно неосознанной оценки его поведения другими людьми. Особенно – значимыми для него.

Ребенок с 3 лет начинает называть себя “Я”. Например, вместо привычного ранее (до 3 лет) “Лена пойдет гулять….Лена сделает…”, ребенок теперь скажет по-взрослому: “я пойду гулять”.

И это норма.

Отклонением считается если ребенку уже 4 а он все еще обращается к себе самому как к третьему лицу.

Тогда этот факт говорит о том, что ребенок пережил стресс – физический, органический или психологический.

Физический – была травма тела, головы, конечностей. Серьезная травма.

Органический – было заболевание внутренних органов, либо сотрясение мозга, клиническая смерь, серьезное заболевание организма….

Психологический – если было серьезное эмоциональное потрясение….включая и сексуальное насилие, его попытки с самим ребенком, либо с кем-то из значимых людей.

Если  же ребенок был свидетелем насилия незначимых людей (сосед ударил жену), то ребенок справится со стрессом, даже если он начнет после этого заикаться.

Во всяком случае, ребенок будет помнить себя с 3 лет, если он будет свидетелем насилия над не значимым для него человеком.

А вот если это произойдет с его мамой или с ним самим, то велика вероятность того, что его память сотрет эти воспоминания, заблокировав на время возможность осознания себя отдельной личностью.

А значит, ребенок сможет называть себя “Я” только когда он справится (его организм уберет в подсознание и сотрет из рабочей памяти) со стрессом.

Именно поэтому, когда клиент говорит что он помнит себя с 4-5-6-7 лет,  я понимаю, что до этого периода что-то случилось.

Поэтому, в диагностических целях, я и спрашиваю своих клиентов: “С какого возраста вы себя помните?”.

Например:

Я помню себя с 4 лет

Дочь с 3 лет

Сын с 1,5 лет

Fran(клиент) с 7 лет…

Чем раньше себя помнит человек – тем меньше детских стрессов он имел и тем меньше проблем у него во взрослой жизни и наоборот.

Что это нам дает?

Сразу видно, в каком периоде была детская травма и что надо реанимировать. Даже, если человек не помнит, что там было, в этот период. Его организм позаботился тогда о нем. И стер всю информацию. Детскому мозгу не возможно было переварить происходящее.

Детский мозг не смог ответить, почему это делают с ним его самые значимые люди, от которых зависит его жизнь, взросление и выживание. К сожалению, о качестве жизни не приходится говорить. Качество жизни в тот стрессовый период, было крайне низким. Поэтому память и вытеснила те ситуации в подсознание.

Чтобы было легче расти, без груза ненависти и невозможности вернуть обиды.

Поэтому не так уж важно теперь, во взрослом состоянии, вспоминать, что же там было. И так ясно, что стресс был со значимыми людьми. Поэтому просто проясняем у клиента, с кем он рос в этот отрезок жизни и прорабатываем с теми значимым людьми. И обязательно добавляем в проработку родителей и свою детскую часть.

Техники:

1. “Мой внутренний ребенок”.

2. “Прощение мамы-папы-себя” (бабушка-дедушка-дядя, если они воспитывали) – всех клиент должен представить в возрасте “+”, “-” 5 лет. Описать, в чем ребенок одет, что делает, его выражение лица. Вернуть им свою благодарность.

Попросить у них прощение и дать место в своем сердце (проиграть). Тем самым перевернув страницу и закрыв гештальт. Сказать вслух: “теперь ты (папа) находишься под моей защитой и, окруженный моей любовью,  являешься моим ресурсом”.

Так проиграть со всеми (мама, папа, я-ребенок в стрессе со страхом-обидой….)

3. и другие техники…..

Таким образом, возраст, с которого мы себя помним, определяет точный период психологической травмы клиента.

Автор статьи                      клинический психолог Татьяна Силаева

интеренет-курсы

+   Практикум психолога “Формирование института семьи – 

1. Начинающему психологу в помощь

2. Спортивным психологам, тренерам! Набор техник… 

3. Практическая деятельность конфликтол-медиатора. Кейс 

 и еще

СБОРНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ (на компьютере) 

Метод – упражнения “РЕЗЕТ “

РПТ –теория отправных точек

Источник: https://www.b17.ru/blog/s_kakogo_wozrasta_wy_pomnite_sebya/

С какого возраста дети могут помнить себя

Со скольки лет дети помнят себя

Мы не можем помнить, что происходило с нами во младенчестве. Но многим хотелось бы знать, когда у ребенка закладываются его самые первые воспоминания и какие факторы на это могут влиять.

Ответ на вопрос «Почему мы ничего не помним из своего младенчества?» достаточно прост. Если не вдаваться в подробности: каждому из нас была присуща инфантильная амнезия. Сложнее понять, какой у нее механизм, где ее границы и зачем она вообще нужна человечеству.

Работ, посвященных этой теме, достаточно много. Правда, убеждения исследователей в этой области часто противоречат друг другу. Потому тема по-прежнему остается спорной.

«Летидор» отобрал с самые любопытные объяснения, почему у взрослых нет воспоминаний о раннем детстве. И, конечно, отыскал в трудах ученых ответ на вопрос — с какого возраста ребенок действительно может себя помнить.

А для тех, кто не верит в инфантильную амнезию и утверждает, что помнит себя чуть ли не с роддома, у нас тоже есть интересный факт — в самом конце статьи.

Почему не помнить значит — выжить

Большинство исследователей считают, что инфантильная амнезия играет важную роль в жизни человека — защитную. Психологи и ученые из других областей нашли убедительное объяснение данному факту.

Во-первых, рождение — это, по сути, психологическая травма для новорожденного. И чтобы выжить, ее необходимо забыть.

Во-вторых, младенец рождается существом беспомощным и полностью зависимым от взрослых. Это при современной медицине детская смертность существенно сократилась, а веками новорожденных рассматривали как венчурный проект — может, выживет, а может, умрет.

Если бы мозг и нервная система новорожденного были готовы к осознанию и запоминанию всех многочисленных угроз жизни, на которые он пока даже не может отреагировать, его психика просто не выдерживала бы.

Маленький ребенок не умеет переживать страх воспоминаний подходящими способами, поэтому переживания реализовывались бы на физиологическом уровне, что понижало бы шансы на выживание.

Возможности памяти появляются только тогда, когда ребенок начинает активно реагировать на окружающие угрозы.

Природа перестает оберегать окрепшего малыша отсутствием воспоминаний — она подключает новую функцию: «Можешь противостоять? Тогда запомни, как это делать!». Скорее всего, именно с этих «пятнышек» памяти и начинается процесс запоминания.

С какого возраста у ребенка могут быть первые воспоминания

Как правило, человек помнит фрагменты событий, начиная приблизительно с возраста 3,5 лет. «Приблизительно» здесь ключевое слово, так как большинство исследователей сходятся во мнении, что границы инфантильной амнезии очень изменчивы.

Это не удивительно, ведь у каждого ребенка свой режим сохранения воспоминаний детства для «взрослой версии себя».

Например, исследователи М. Дж. Икот и Р. А. Кроли (M. J. Eacott, R. A. Crawley., 1998) установили границу инфантильной амнезии — 2,5 года.

По их мнению (а оно авторитетно в научной среде), первые воспоминания ребенка могут появиться не раньше 2,5 лет.

Есть и работы, подкрепленные лишь жизненными историями, в которых эта граница еще ниже — 2 года.

Если кто-то сожалеет, что абсолютно ничего не помнит до 3 лет, то есть и такой факт — у некоторых людей первые полноценные воспоминания приходятся на 7 лет. И это не отклонение.

Не существует резкого перехода от «ничего не помню» к «помню все», поэтому детские воспоминания часто бывают «пятнистыми».

От чего зависят самые ранние воспоминания

Вот несколько любопытных гипотез. Однако ни одну из них нельзя принимать за однозначную истину.

Языковые навыки. Профессор психологии Робин Файвуш (Университет Эмори) связывает способности запоминать с языковыми навыками ребенка. Тот, кто уже умеет строить структуру воспоминаний, может отправить их в ящик долгосрочной памяти.

Однако у глухонемых детей тоже есть воспоминания, и они относятся примерно к тому же возрасту, как и у всех остальных. Возможно, у них работают какие-то другие механизмы?

Нейробиологические процессы. Исследователи Пол Франкленд и Шина Джосселин (Университет Торонто) выдвинули такую гипотезу: детская амнезия обусловлена высокими уровнями постнатального нейрогенеза в гиппокампе. Говоря простым языком — в одном из участков головного мозга усиленно формируются новые нейроны, и этот процесс блокирует долгосрочную память.

Впрочем, на эту гипотезу удобнее взглянуть с другой стороны — быстрое образование новых нейронов в гиппокампе говорит о его незрелости. А о каком запоминании может идти речь, если гиппакамп — это и есть участок головного мозга, который отвечает за трансформацию краткосрочной памяти в долгосрочную.

Культура страны, в которой родился ребенок. Психолог Ци Ван (Корнельский университет) провела масштабное исследование, в котором участвовали китайские и американские студенты.

Как оказалось, у первых воспоминания детства были лаконичными, а у вторых — пространственными, насыщенными и привязанными к собственным ощущениям себя.

Мало того, самые ранние воспоминания китайских участников исследования приходились на более поздний возраст, нежели у американцев.

Оказывается, на востоке детские воспоминания не так важны.

А человеческий мозг старается сберечь то, что для него ценно.

Если общество и родители не подчеркивают важность детских воспоминаний, то они у выросшего человека будут туманными. Как это и происходит в большинстве китайских семей.

А вот для коренного народа Новой Зеландии (маори) воспоминания имеют огромное значение. Поэтому для этих людей помнить события с 2,5 лет — скорее норма, нежели удивительное явление.

Рассказы старших. Конечно, мы можем помнить события из детства, но стоит иметь в виду, что воспоминания все равно будут перестроены под влиянием рассказов других людей.

Мало того, рассказы о событиях вашего раннего детства, которые вы услышали после 3,5 лет, могут ошибочно приниматься за личные воспоминания.

Так что, если кому-то кажется, что он помнит себя во младенчестве (чего быть не может), возможно, это всего лишь переработка родительских обсуждений. Скажете, ничего подобного не слышали? Да вы просто не запомнили сам факт этого разговора, а информации повезло осесть туда, куда нужно. Иногда наш мозг способен и на такое!

Источник: https://woman.rambler.ru/children/41646509-s-kakogo-vozrasta-deti-mogut-pomnit-sebya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.